Радиатор автомобиля необходим для охлаждения антифриза, который используется для поддержания рабочей температуры двигателя. Теплоноситель отводит тепло от ДВС, которое затем рассеивается потоком набегающего воздуха. Поломки этого узла приводят к нарушению работы мотора, что может повлечь за собой заклинивание поршней и вала.
В случае обнаружения проблемы необходимо как можно быстрее прекратить движение и восстановить работу охлаждающей системы. Лучше обратиться за помощью в сервисный центр. Ремонт радиатора охлаждения своими руками возможен только в том случае, если владелец авто имеет необходимые для этого навыки и инструменты.
Разберем подробнее, как обнаружить причину неисправности, а также устранить течь или другие дефекты с помощью подручных средств.
Ремонт радиатора своими руками может понадобится по следующим причинам:
- Засорение каналов циркуляции антифриза. Происходит из-за попадания в охлаждающие контуры пыли и грязи через горловину или неплотное соединение трубок. Проблема может быть связана с использованием некачественного теплоносителя или заливания вместо охладителя воды. Под действием высокой температуры из жидкости выделяются минеральные отложения, которые закупоривают теплообменник.
- Механическое повреждение. Металлические пластины радиатора легко гнутся от внешнего воздействия. Их можно деформировать при неаккуратном касании, попадании камня, куска лопасти сломавшегося вентилятора. В этом случае ремонт радиатора автомобиля своими руками вряд ли возможен, потребуется полная замена узла.
- Нарушение герметичности. Охлаждающая система может неправильно работать из-за нарушения герметичности трубопроводов, образовании трещин в самом теплообменном узле или износа резиновых уплотнителей.
Большую часть неисправностей можно устранить самостоятельно или с помощью мастеров сервисного центра. Перед началом работы рекомендуется диагностировать проблему и определить порядок ремонта. В некоторых случаях он будет нецелесообразен из-за высокой стоимости или трудоемкости. Тогда придется покупать и устанавливать новую деталь.
В редких случаях причиной неисправности может быть брак. Такой дефект проявляется после покупки автомобиля в период гарантийного срока. Можно заехать на станцию техобслуживания дилера, пройти диагностику и заменить узел бесплатно.
Существует и другая неприятность — засорение теплообменника грязью и пылью снаружи. В этом случае воздух не может отвести тепло из антифриза, что приводит к перегреву двигателя. Но и ремонт радиатора двигателя своими руками не потребуется. Достаточно аккуратно помыть его, избегая деформации элементов. Если грязь накопилась внутри, придется промывать контуры специальными жидкостями.
О неправильной работе системы охлаждения двигателя свидетельствуют такие внешние признаки:
- Закипание антифриза в бачке. О высокой температуре теплоносителя сигнализирует датчик на приборной панели и кипение жидкости в расширительном баке. Это происходит из-за отсутствия циркуляции в контурах охлаждения по причине их засора. Тепло не успевает рассеиваться набегающим воздухом.
- Провалы мощности двигателя. Нарушение температурного режима эксплуатации ДВС становится причиной его неправильной работы. Водитель может ощущать потерю динамики и другие внешние признаки. Особенно это проявляется во время долгой поездки, когда мотор сильно нагревается.
- Заклинивание силового агрегата. Это наиболее серьезная поломка, которая сопровождается характерным звуком и прекращением работы мотора. Происходит деформация поршней и валов, исправить которые можно только в результате капитального ремонта. И то не во всех случаях. Скорее всего, придется устанавливать новый двигатель.
Для предотвращения серьезных последствий ремонт радиатора охлаждения двигателя своими руками или с помощью профессиональных слесарей должен проводиться сразу после обнаружения перечисленных признаков неисправности.
Выявленные на ранней стадии мелкие дефекты можно устранить самостоятельно и без больших затрат. При соблюдении правил ремонта поврежденный радиатор может эксплуатироваться еще много лет.
Но в некоторых случаях проблема настолько серьезна, что ремонтировать ее нецелесообразно. Затраты времени, сил и денег будут большими, чем покупка и установка новой запчасти.
Не рекомендуется восстанавливать радиатор в следующих случаях:
- сильное повреждение в результате дорожно-транспортного происшествия;
- течь из-за химической коррозии металла или большого отверстия в пластиковом теплообменнике;
- протекание возникло в месте соединения трубки и радиатора, которое невозможно загерметизировать.
В качестве замены лучше приобретать оригинальные или сертифицированные запчасти и пользоваться услугами мастеров сервисного центра по обслуживанию авто. При неквалифицированном монтаже можно повредить новый радиатор или неправильно соединить трубки, что приведет к дополнительным проблемам.
Порядок ремонта радиатора охлаждения двигателя своими руками зависит от причины неисправности, типа устройства и других факторов. Разберем наиболее распространенные варианты.
Самая частая проблема — нарушение циркуляции теплоносителя. Это происходит из-за забивания трубок грязью, минеральными отложениями. Удалить их и восстановить работу охлаждающей системы можно с помощью моющих составов. Они продаются в магазинах автозапчастей.
Стоимость таких промывочных средств невелика. Необходимо купить концентрат, которого хватит на промывку всей системы циркуляции. На всю операцию уходит до 10 минут.
Порядок действий следующий:
- Нужно прогреть заведенный ДВС машины в течение 10 минут, после чего заглушить его и дать остыть на протяжении 60 минут. Затем слить антифриз.
- В горловину расширительного бачка залить разведенный в дистиллированной концентрат. Пропорции раствора указаны на упаковке.
- Далее следует снова завести мотор и дать ему поработать около 8 минут, затем оставить для остывания в течение 40 минут.
- На следующем этапе промывка сливается, после чего внутрь заливается дистиллированная вода для удаления остатков накипи и грязи.
Процесс следует повторять до тех пор, пока после очередной промывки из контуров охлаждающей системы не выльется жидкость без минеральных включений. Затем необходимо залить новый антифриз и эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.
Следующая по распространенности проблема — протечки из охлаждающей системы. Может быть нарушена целостность самого радиатора или соединительных труб. В первом случае наиболее частой причиной является коррозия металлических деталей.
Обнаружить протечку можно с помощью воды. Порядок действий следующий:
- Демонтировать с автомобиля радиатор, предварительно слив антифриз из охлаждающих контуров.
- Герметично закрыть входной и выходной патрубки, к которым подключаются трубки.
- Залить через горловину воду и поставить деталь на ровную поверхность. Для обнаружения течи можно подстелить под нее бумажные полотенца, на которых хорошо видны пятна жидкости.
- Расположение отверстия, через которое утекает вода, можно обнаружить по мокрому следу на ребрах теплообменника.
Иногда трещина слишком мала или расположена так, что точно обнаружить ее положение невозможно. В этом случае можно действовать по другой схеме и использовать воздух. Алгоритм такой:
- Герметично закупорить патрубки радиатора подходящими по диаметру пробками.
- Подключить насос или компрессор для накачки колес.
- Погрузить радиатор в емкость и начать нагнетание воздуха.
- Положение течи обозначают пузырьки воздуха, которые будут подниматься на поверхность.
После диагностики можно приступать к ремонту радиатора охлаждения своими руками. Для этого используют разные средства в зависимости от материала теплообменника.
Это самый простой и доступный способ герметизации. Необходимые для работы составы можно купить в магазине автозапчастей.
Герметик представляет собой порошкообразное вещество, которое разводится в воде и заливается внутрь радиатора. Оно проникает в мельчайшие трещины, затем под действием влаги и температуры разбухает. В результате протечка закупоривается и система охлаждения начинает работать нормально.
При самостоятельном выполнении работы действовать нужно по такой схеме:
- Прогреть двигатель в течение 10 минут и дать ему остыть на протяжении часа.
- Слить охлаждающую жидкость из системы и залить на ее место раствор с герметиком.
- Завести мотор и дать ему проработать 10 минут, чтобы порошок достиг места назначения и закупорил дефект.
- Слить остатки «ремонтного раствора» и залить антифриз.
Некоторые водители советуют использовать для ремонта горчичный порошок. Этот народный метод применяли владельцы старых авто до появления в продаже порошковых восстановителей радиаторов. Принцип его действия такой же, как у заводского герметика.
Но сейчас засыпать горчицу не рекомендуется. Современные радиаторы не всегда удается восстановить таким способом. Вместо этого повышается вероятность появления серьезных засоров системы, что приведет к необходимости дорогостоящей промывки.
Этот метод подходит для устранения течей в пластиковых радиаторах, которыми оборудованы некоторые транспортные средства. Перед применением клея необходимо тщательно очистить от пыли и жира обрабатываемые поверхности. Для этого можно использовать тряпку и обезжиривающий состав. Но не следует прилагать слишком большие усилия, чтобы не усугубить ситуацию.
Ремонт детали двигателя автомобиля производится только двухкомпонентными составами. Они не просто склеивают две пластмассовые детали, но и выступают в качестве герметика. Если нанести массу двумя слоями, можно заделать трещину при нехватке мелких осколков.
Серьезные повреждения устраняются поэтапно. Схема следующая:
- Нанести клеевой состав на часть пластика и дождаться его высыхания.
- Повторить процедуру, чтобы сформировать второй защитный слой.
- При герметизации больших трещин можно использовать полимеризирующий порошок для ускорения процедуры застывания.
- Крупные дефекты устраняются с помощью гранулированного клея. Его частицы нужно засыпать в отверстие, после чего внести жидкую часть клея.
После заделывания протечки необходимо отшлифовать отремонтированный участок с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Герметизировать дефект в радиаторах из металла (алюминиевых, медных) можно с помощью «холодной сварки». Это особый клеевой состав, который имеет высокую адгезию к различным сплавам, он может герметично закрыть отверстие.
Клей поставляется в виде двух компонентов, которые перед применением смешиваются в указанных пропорциях. Далее ремонт радиатора своими руками происходит по такому алгоритму:
- Очистка поврежденного участка от грязи. Для этого можно использовать тряпку. После необходимо ошкурить металл, а затем обезжирить его ацетоном или щелочным составом.
- Вырезать подходящую по размеру металлическую заплату. Ее также лучше отшлифовать, очистить от пыли, а затем удалить следы смазочных составов.
- Соединить два компонента «холодной сварки», чтобы получилась смесь, напоминающая глину или пластилин.
- Нанести клей на отверстие, после чего приложить к нему подготовленную заплату и придавить. На полное застывание массы уйдет около 24 часов.
После завершения процедуры можно устанавливать радиатор на место и заполнять систему антифризом.
Самые серьезные дефекты и большие отверстия заделать герметиком или клеем не получится. Особенно сложно устранить проблему на изделиях из алюминиевых сплавов. В этом случае нужно прибегать к пайке с помощью специальных инструментов и флюса.
В такой ситуации сделать ремонт радиатора охлаждения своими руками не получится. Необходимо обращаться в сервисный центр, который предоставляет услуги восстановления теплообменников.
Для предотвращения засорения охлаждающих контуров и появления протечек в радиаторе, рекомендуется следовать таким правилам:
- Промывать систему через каждые 2 тыс. км пробега. Эта мера позволит избежать поломок во время езды и увеличить срок эксплуатации запчастей.
- Не пользоваться агрессивными промывками. Некоторые владельцы машин по советам знакомых заливают внутрь чистящие средства типа «Крот», соду, едкий натр. Они повреждают внутренние металлические компоненты, уплотнители и трубки.
Рекомендуется заезжать на сервис для диагностики при малейшем подозрении о появлении поломок в охлаждающей системе. Если проблема случится в пути, своим ходом добраться до СТО получится не всегда. Придется тратить деньги на вызов эвакуатора или организовывать буксировку машины.
При обнаружении засора или микроскопической трещины ремонт радиатора автомобиля своими руками вполне возможен. Но для этого нужно уметь демонтировать эту деталь и правильно подключать трубки при обратной сборке. Также понадобятся специальные инструменты и приспособления.
Во избежание проблем с системой охлаждения, лучше пользоваться услугами профессиональных мастеров из сервисных центров по обслуживанию транспортных средств.