Ходовая часть транспортного средства — это сложный и многокомпонентный узел, в котором практически каждая деталь взаимодействует с другими элементами. Неправильная настройка напрямую влияет на комфорт и безопасность езды, управляемость автомобиля и устойчивость на поворотах, состояние покрышек и рулевого механизма.
Замена стоек амортизаторов — стандартная процедура, которую проводят по мере износа этих компонентов. Действия сотрудников сервис-центра могут привести к изменению положения колеса относительно дорожного полотна. По этой причине у владельцев авто возникает вопрос, нужно ли настраивать сход-развал после завершения ремонта ходовой.
При движении авто амортизаторы играют главную роль, так как являются одним из элементов, который соединяет кузов машины с дорожным полотном.
Эти детали выполняют такие функции:
- Снижают амплитуду и гасят продольные колебания, которые возникают при езде по неровной дороге и наезде на препятствия;
- Повышают устойчивость транспортного средства при прохождении поворотов;
- Компенсируют центробежные силы, которые появляются при маневрах машины на большой скорости;
- Удерживают колеса автомобиля в нужном положении относительно дороги по вертикальной оси.
Амортизаторы во время движения машины постоянно работают под высокой нагрузкой. Но эти узлы рассчитаны на такое воздействие и имеют большой запас прочности. Если ездить по дорогам с качественным покрытием, избегать ям и не перепрыгивать через «лежачих полицейских», ресурса стоек хватит до 100 тыс. км пробега.
Экстренная замена понадобится при внезапном выходе узлов подвески из строя. О поломке свидетельствуют такие внешние признаки:
- На корпусе появились потеки смазочной жидкости, капли масла остаются на асфальте на месте стоянки;
- При поворотах машина стала сильно кренится на внешнюю сторону;
- Транспортное средство перестало «держать дорогу» при езде по прямой;
- Клиренс авто уменьшился без видимой причины (много пассажиров, груз и т.п.);
- Во время маневрирования слышен скрип резины по асфальту.
Если амортизаторы полностью исправны и развал-схождение выставлен правильно, авто будет ехать по дороге без подруливания и комфортно входить в повороты. При наезде на препятствия колебания быстро гасятся.
Также проблема может быть связана с неправильным положением колес относительно друг друга и дороги. Об этой неприятности свидетельствуют следующие симптомы:
- Наличие диагональных вмятин на рисунке протектора. Подобный симптом характерен для автомобилей с задними ведущими колесами, которые постоянно перевозят пассажиров на заднем сиденье и груз в багажнике.
- Неравномерный износ колес. В зависимости от угла развала протектор будет «подъедать» с внутренней или внешней стороны.
- Неправильное расположение руля. Во время езды по прямой рулевое колесо будет стоять неровно, о чем свидетельствует наклон центральной горизонтальной перекладины или специальной отметки (есть на спортивных версиях рулей).
- Увод автомобиля с траектории. Проблема проявляется при езде на небольшой скорости, когда авто не может ехать ровно без постоянного подруливания.
Обратите внимание, что эти симптомы могут свидетельствовать и о других дефектах. Для точной диагностики водитель должен доставить машину в сервис-центр для инструментальной проверки опытными сотрудниками.
Для начала необходимо разобраться с терминологией. Под термином «развал» понимают положение колеса относительно дороги по вертикали. Он может быть нулевым, отрицательным или положительным в зависимости от конструкции транспортного средства и настроек производителя.
С этим понятием связано понятие «схождение». Так называют положение колеса относительно продольной оси автомобиля.
Настройка этих параметров после установки новых стоек не обязательна согласно техническим регламентам заводов. В этом случае не затрагиваются те части подвески, которые отвечают за положение колеса относительно дороги и машины. Поэтому решение оставляют на усмотрение собственника авто.
В некоторых случаях развал-схождение «сбиваются» из-за выхода из строя стоек амортизаторов. В этом случае после установки новых деталей нарушается положение колес и их углы относительно друг друга и поверхности дороги изменяются. Поэтому нужно проконтролировать эти характеристики, а в случае их изменения — настроить заново.
С точки зрения начинающего водителя этот вопрос не отличается от рассмотренного в предыдущем разделе. Но так думают водители, которые не различают понятия «амортизатор» и «стойка».
Первым термином называют специальный поршневой механизм, состоящий из двух вставленных друг в друга цилиндров. При возникновении колебательного движения находящееся внутри масло перетекает из одной емкости в другую и создает гидравлическое сопротивление. За счет этого вибрация быстро поглощается, сидящие в автомобиле люди чувствуют себя комфортно, а кузов не ломается.
Стойка — более сложный и многокомпонентный механизм подвески, который состоит из нескольких элементов:
- рычага;
- пружины;
- амортизатора;
- поворотного кулачка.
Нужно ли настраивать сход-развал при замене всего узла? С одной стороны, в этом случае положение колес не меняется. Но в некоторых случаях во время обслуживания мастерам приходится задействовать элементы рулевого управления.
Например, при замене амортизатора или пружины необходимо открутить наконечник рулевой тяги. Как правило, у отверстия для ее крепления есть люфт, который появляется из-за езды по плохой дороге. Следовательно, при обратной сборке развал может измениться.
Кроме того, новые пружины будут оказывать другое воздействие на остальные детали. Это важно для автомобилей старых годов выпуска с большим пробегом. Во избежание проблем специалисты рекомендуют менять стойки вместе с рулевыми наконечниками.
Если ставить только пружину, сход-развал лучше отрегулировать. Если устанавливать вместе с ней и стойку, дополнительную регулировку делать не обязательно.
Обратите внимание, что монтировать новые стойки нужно одновременно с правой и левой стороны машины. В противном случае из-за неравномерного износа кузов будет располагаться под наклоном, что повлияет на стабильность езды.
Кроме того, во время замены важно выполнить дополнительные операции:
- Проверить состояние пыльника — на уплотнителе не должно быть трещин и следов износа, которые могут привести к попаданию внутрь пыли. В противном случае абразивные частицы быстро выведут из строя трущиеся элементы, деформируют шток амортизатора.
- Заменить пружин — выполнять эту операцию необходимо в случае, если уменьшился клиренс машины без нагрузки;
- Прокачать амортизаторы — это нужно сделать перед их установкой в стойку. Для этого следует перевернуть амортизатор вверх ногами, зажать и подержать несколько секунд. Затем возвратить в начальное положение, подождать пару секунд и отпустить. После повторить процедуру несколько раз.
Замена стоек — не единственная операция, после которой лучше проверить положение колес и, при необходимости, отрегулировать их. Эту процедуру стоит проводить и при других видах ремонта подвески.
- Установка новых шаровых опор.
- Новая деталь будет удерживать поворотный кулачок в другом положении;
- Каждая новая опора имеет немного другие размеры, расхождения составляют доли миллиметра, но их следует корректировать путем регулировки.
- Установка новой рулевой рейки и наконечников.
- Замена ШРУС.
- Посторонние звуки, которые доносятся из-под передней или задней части автомобиля во время поворотов, наезда на ямы или проезда через препятствия;
- Изменение клиренса машины. Чаще всего владельцы сталкиваются с ситуацией, когда их транспортное средство стало выше относительно уровня земли после ремонта.
- Дополнительные вибрации. Они проявляются во время езды по хорошему асфальту или после проезда через препятствия. Колебания могут быть низко- и высокочастотными, варьируется их длительность и амплитуда. Проблему вызывают несколько факторов, поэтому для установления «виновника» нужна тщательная инструментальная диагностика на сервисной станции.
- Неправильное положение кузова. Он может быть наклонен влево или вправо. Чаще всего подобное возникает из-за непарной замены элементов подвески. Но причиной может быть и неправильный наклон колеса относительно дороги.
От этой детали зависит положение колеса по вертикали относительно дороги, то есть развал. Если во время обслуживания мастера ставили новые шаровые, регулировать его нужно.
Связано это с тем, что по мере износа старой шаровой для устранения люфта при обслуживании техники постоянно подтягивали винты развала. После установки новой детали их нужно отпускать. Но понять, где находится нужное положение винта, невозможно без регулировочного оборудования.
Кроме того, необходимость регулировки развала после монтажа шаровой опоры вызвана и другими факторами:
Экономия на этой процедуре приведет к еще большим затратам, которые понадобятся владельцу авто на покупку новых деталей подвески и изношенных покрышек.
При выполнении этой операции детали, удерживающие колесо, будут откручиваться. Если после этого не отрегулировать развал и схождение, управлять автомобилем будет очень сложно. Кроме того, ускорится износ резины, что потребует частой и дорогой замены покрышек.
Этот узел, на первый взгляд, не имеет отношения к подвеске. Он необходим для того, чтобы передавать вращательное движение от силового агрегата машины к колесам.
Как и другие движущиеся части, ШРУС изнашивается. Для его замены мастерам нужно открутить шаровую опору, а в некоторых случаях и рулевой наконечник. Кроме того, во время выполнения этой операции чаще всего затрагиваются винты регулировки. Например, при выбивании кулачка молотком. Регулировка развала в этом случае будет обязательной.
Также настройку нужно при появлении внешних признаков неправильного положения колес и других явных симптомов проблем. К ним относятся:
Услуга регулировки развал-схождения в сервисном центре оплачивается отдельно, что увеличивает стоимость ремонта ходовой части автомобиля. Во избежание лишних трат водители должны знать случаи, при которых проверять положение колес и настраивать углы не нужно. Эта операция будет избыточной, а попытки навязать такие работы являются лишь способом увеличить счет владельцу машины.
- Установка зимней или летней резины.
- Замена стабилизатора.
- Замена сайлентблоков.
Покрышки колес не относятся к механическим узлам подвески, поэтому сезонная замена никаким образом не влияет на настройки. Регулировать фиксирующие элементы колес не нужно.
Иногда после этой операции машину начинает уводить с прямой траектории, водители винят в этом амортизаторы или развал. Но чаще проблема связана с сильным износом протектора на одном или нескольких колесах. Нужно проверить их, особенно если владелец устанавливал б/у шины.
П-образный стержень, который препятствует боковому крену автомобиля при поворотах, не влияет на положение колеса относительно дороги. Установка новой детали не требует регулировки развал-схождения.
В этом случае нужно смотреть, влияют ли эти детали и манипуляции с ними на рулевые тяги и наконечники, а также шаровые опоры. Если да, то необходимо отрегулировать сход-развал. Но сами сайлентблоки меняют без обязательной настройки.
Несмотря на относительную простоту этой операции, для замены амортизаторов передней или задней части подвески лучше обратиться в сервис-центр. В оборудованных мастерских есть необходимые подъемники, инструменты и приспособления для быстрого и аккуратного демонтажа без повреждения других элементов ходовой части машины.
В процессе замены важно диагностировать состояние важных частей подвески:
- поворотных кулачков;
- рулевых рычагов;
- наконечников;
- втулок и подшипников;
Запчасти, которые вышли из строя или сильно выработались, нужно заменить. Рекомендуется менять компоненты, если степень износа составляет 50% и более. В этом случае можно дополнительно сэкономить на оплате услуг мастеров.
Несмотря на разные точки зрения о том, нужно ли регулировать развал после замены стойки, эта операция не будет лишней при обслуживании ходовой. Чаще всего водители забывают о необходимости проверки положения колеса, из-за чего страдает комфорт управления машиной и безопасность движения. Поэтому как только появится возможность, закажите эту услугу на станции техобслуживания.
Детали и узлы подвески постоянно испытывают интенсивные нагрузки и находятся в прямом взаимодействии друг с другом. Техническое состояние и настройка одного элемента может влиять на другие. От них зависит удобство управления автомобилем и безопасность маневрирования на дороге.
Даже небольшие дефекты или отклонения в положении колес приводят к тому, что машина не может ехать по прямой, нормально поворачивать и поглощать вибрации.
Большую роль в маневренности и положении авто оказывает регулировка схождения и развала колес. В случае замены некоторых деталей ходовой сделанные настройки могут измениться. Из-за этого колесо будет стоять криво, что влияет на степень сцепления с дорогой и износ резины.
Если вы не хотите часто менять покрышки, рисковать безопасностью пассажиров и других участников движения, имеет смысл проверить настройки сход-развала после замены стоек подвески и отрегулировать их в случае необходимости.
Причин этому несколько:
- нет гарантии, что новые детали встали на свои посадочные места в том же положении, что старые;
- невозможно гарантировать, что при манипуляциях с подвеской мастера случайно не задели регулировки колес, из-за чего развал изменился;
- изменение высоты автомобиля над дорогой из-за установки новых пружин может сбить положение колес, поэтому его нужно дополнительно настроить.
Для выполнения этих операций обращайтесь к квалифицированным сотрудникам СТО. «Гаражный» ремонт может привести к серьезным проблемам и бОльшим затратам.