Правила тонировки авто — 2024: что можно делать, а что нельзя

Владельцы автомобилей тонируют стекла транспортных средств для улучшения внешнего вида машин, защиты от яркого солнечного света и перегрева салона в ясные дни, обеспечения приватности. Но изменение прозрачности снижает видимость и изменяет восприятие цветов, что влияет на безопасность движения. Из-за этого законодательство ввело ограничения на использование тонировочных пленок и шторок.

Разберемся, какова допустимая тонировка стекол, какие материалы можно применять для этого и какая ответственность предусмотрена для водителей в случае нарушения действующего регламента.

Зачем тонировать стекла машины
Сервисы по тонировке
Рекомендованные автосервисы на сайте

Тонировка стекол транспортного средства решает несколько задач:

  • Уменьшает нагрев салона, так как пленка задерживает инфракрасную часть солнечного спектра.
  • Отфильтровывает ультрафиолетовое излучение, предотвращает выгорание обивки сидений, передней и задней панелей.
  • Защищает салон от посторонних взглядов, прохожим и водителям не видны находящиеся внутри вещи и люди. Благодаря этому уменьшается вероятность кражи мультимедиа-систем, регистраторов, другой электроники и сумок;
  • Увеличивает прочность стекла, его сложнее разбить при попытках кражи в дорожно-транспортных происшествиях;
  • Уменьшает количество пропускаемого света, за счет чего предотвращает ослепление водителя фарами встречных транспортных средств и солнечными лучами.

Но главный недостаток тонировки в том, что она уменьшает светопропускающую способность и снижает видимость дорожной обстановки. В светлое время суток в ясный день это не критично, но в темноте может стать причиной ДТП. Кроме того, некоторые пленки искажают цвета, из-за чего водитель не может правильно идентифицировать цвет светофора, рассмотреть стоп-сигналы передней машины или дорожный знак.

ТОнировка.jpg

Способы тонировки стекло

Тонировку боковых передних стекол и/или лобового остекление делают несколькими способами:

  1. Самоклеящаяся тонирующая пленка.
  2. Ее устанавливают самостоятельно или на СТО на внутреннюю часть стекла. В зависимости от типа покрытия эта услуга обойдется от 1000 до 5000–10000 рублей. Покупатель может выбирать материал по цвету, светопропускающей способности, потребительским свойствам.

    Обратите внимание, что некачественные покрытия сильно искажают цвета и изменяют восприятие окружающей обстановки. Кроме того, при самостоятельной поклейке часто возникают дефекты — пузыри или морщины, которые также затрудняют видимость. По этой причине для тонирования лучше воспользоваться помощью специалистов автосервиса. Специалисты компаний, которые оказывают подобные услуги, могут предоставить консультации о правилах тонировки стекол в 2024 году.

  3. Съемная тонировка из поливинилхлорида.
  4. Она похожа на обычную пленку с клеевым слоем, но держится на окне за счет статического электричества. Главное отличие в том, что такое покрытие легко убрать рукой, оно не оставит следов на прозрачной поверхности. Чаще всего этот вариант используют, когда нужно защитить салон от солнца во время длительных стоянок и хранения машины под открытым небом.

  5. Съемные каркасные шторки.
  6. Представляют собой сетчатую ткань, натянутую на пластиковый каркас. На окне ее фиксируют магнитные замки или защелки. Их устанавливают на передние и задние боковые, заднее стекла.

  7. Тканевые шторки.
  8. Эту светозащитную конструкцию сложно отнести к тонировке. Она имеет вид занавески, которую крепят на гардину в салоне автомобиля. Из-за сложности применения используется редко.

  9. Электронная тонировка.
  10. Новое решение на рынке тонировочных пленок. Некоторые сервис-центры предлагают монтаж двойных стекол, между которыми находится особый материал. По команде от блока управления он изменяет прозрачность, имитируя работу фотохромных очков.

Стоимость комплектов высокая. В рекламных кампаниях производители уверяют, что в случае остановки машины инспектором можно нажать кнопку и убрать затемнение, избежав штрафа.

Минус в недолговечности такого решения. Со временем прозрачность будет изменяться дольше, а промежуточный слой станет искажать восприятие цветов, смещая спектр в сторону фиолетового, розового или желтого. С точки зрения законодательства применение такой тонировки также будет нарушением технического регламента.

Разновидности клеящейся пленки

Наиболее распространенный способ тонирования — пленка, которую приклеивают на стекло изнутри. Она недорогая, легко монтируется и, при необходимости, отклеивается без повреждений.

В продаже есть несколько видов покрытий:

  • Классическая — затемняет стекло, защищая от видимой и инфракрасной части солнечного спектра. Отличается количеством пропускаемого света, которое указывается в процентах.
  • Металлизированная — полимерная тонировка покрыта дополнительным металлическим напылением, которое отражает ИК-излучение и препятствует перегреву салона;
  • Крашеная — в клеевой слой этой пленки добавлены пигменты, которые придают ей нужный оттенок. Часто используется при тюнинге транспортных средств.
  • Атермальная — особый вид прозрачной пленки, которая задерживает только определенную часть солнечного спектра. Применяется для защиты салона от выгорания и перегрева летом.

Некоторые сервис-центры тонируют стекла путем напыления на их поверхность слоя полимера или частиц металла. Но в этом случае услуга обойдется дороже, а демонтировать тонирующий слой практически невозможно.

Правила тонирования автомобилей

Прозрачность стекол транспортного средства регулируется государственными стандартами и техническими регламентами. Основным критерием оценки является степень пропускания видимого спектра. Чем пленка светлее, тем безопаснее для водителя и других участников движения.

Для обозначения светопропускающей способности используют индексы. Например, маркировка «5» говорит о том, что пленка задерживает 95% видимого и невидимого спектра. То есть стекла становятся практически черными.

Действующими нормативно-правовыми актами ограничения вводятся только на переднюю полусферу транспортного средства. То есть на лобовое стекло и передние двери справа и слева. Основные нормы изложены в пункте 7.3 постановления №1090 и ГОСТ 33997–2016.

Согласно указанным выше правилам заклейка стекол передней сферы должна быть такой, чтобы через них проходило не менее 70% света. Отличием тонировки передних стекол в 2024 году является то, что ранее минимальный процент светопропускания для лобового стекла составлял 75%.

Окна на задних пассажирских дверях и в задней части автомобиля можно тонировать без учета этих ограничений. Светопропускную способность пленки в этом случае правила не регламентируют. Но нужно учитывать два дополнительных требования:

  • Пленка не должна мешать водителю воспринимать цвета светофора (зеленый, желтый и красный), а также голубого и белого.
  • Ни на какое стекло машины нельзя клеить зеркальную пленку. Она возвращает свет фар и бликует на солнце, что может ослепить других участников дорожного движения.

На лобовое стекло можно наносить темную полосу (ее светопропускание не регулируется), которая защищает водителя от солнца. Размеры этого элемента зависит от типа транспортного средства:

  1. Менее 14 см от верхнего края стекла — для легковых машин и микроавтобусов, квадроциклов и грузовиков грузоподъемностью до 3,5 тонн.
  2. Менее границы, до которой достают дворники — для автобусов, больших грузовых автомобилей.
Контрольные замеры тонировки

Соблюдение действующих технических регламентов проверяют специалисты ГИБДД. Для этого используют измерительный прибор тауметр. Он должен быть сертифицирован, водитель имеет право ознакомиться с соответствующим документом. Само устройство пломбируют при очередной поверке и любой желающий может убедиться в присутствии пломбы на корпусе.

Результаты замеров будут верными, если проводить их при таких условиях:

  1. Температура воздуха от + 15°С до + 25°С;
  2. Атмосферное давление от 86 до 106 кПа;
  3. Влажность воздуха в диапазоне от 40 до 80%.

Кроме того, водитель имеет право самостоятельно осмотреть внешние датчики, чтобы убедиться в отсутствии на них темных наклеек, грязи или пыли, других посторонних предметов.

В случае нарушения порядка замеров составленный протокол об административном нарушении можно отменить в суде. Кроме того, водитель имеет право запросить повторный замер на месте в присутствии двух понятых.

Ответственность за неправильную тонировку

Если тонирующая пленка на передних окнах и лобовом стекле пропускает меньше света, чем указано в регламенте, водителя привлекают к административной ответственности. Санкция статьи 12.5 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей. В случае уплаты в течение 20 дней с момента наложения предусмотрена скидка 50%. Повторное нарушение влечет за собой ту же санкцию.

Инспектор имеет право обязать владельца машины удалить тонировку. Сделать это собственник должен в течение 10 дней с момента получения предписания. Если пропустить этот срок и не выполнить указание, виновного привлекут уже по статье 19.3 КоАП. Она предусматривает такие санкции:

  • штраф от 2 до 4 тыс. руб.;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы протяженностью 40–120 часов.

Обратите внимание, что в 2024 году инспектор не имеет права снимать номера с машины и препятствовать ее дальнейшей эксплуатации. Однако он может выписать отдельный штраф за то, что авто не оборудовано противосолнечными козырьками.

Обжалование штрафов

Если водитель не согласен с решением инспектора, который оштрафовал его за тонировку, он имеет право подать жалобу в судебном порядке. Основания для этого:

  • Прибор для определения светопропускающей способности не соответствует действующим стандартам;
  • Условия, в которых производились замеры, не соответствуют рекомендованным производителем аппарата;
  • Инспектор не записал в протокол об административном правонарушении результаты замеров, данные об измерительном устройстве, дату и время выполнения замеров, не описал обстоятельства нарушения;
  • Инспектор ошибся при внесении в протокол данных о водителе или свидетелях производимого замера.

Владелец машины может самостоятельно указать замечания прямо в протоколе на месте. Для этого в документе предусмотрен отдельный пункт «Комментарии». Если в этом разделе не хватает места для изложения всего текста, инспектор обязан предоставить дополнительный чистый лист, а затем приложить его к протоколу.

В качестве доказательства своей правоты лучше использовать видео происходящего. На нем должны быть запечатлены действия инспектора и обстоятельства происходящего. Лучше сказать на камеру дату и время, чтобы идентифицировать запись.

Жалобу следует направлять руководителю инспекции, в которой работает сотрудник. Сделать это можно путем личной подачи или по почте. На принятие решения по жалобе госорганам дают 10 суток. После этого возможны несколько решений:

  • отмена постановления;
  • отказ в удовлетворении жалобы.

Во втором случае можно обратиться в суд и бороться за свою правоту во всех инстанциях, вплоть до кассационной. Если это не привело к отмене постановления, придется платить штраф.

Можно ли избежать наказания

Некоторые владельцы авто считают, что инспектор не составит протокол о нарушении, если удалить тонировку со стекла. Этим пользуются производители съемных пленок и шторок, мотивируя покупателей приобретать их продукцию. В действительности избежать ответственности не получится.

Сотрудник ГИБДД останавливает машину при обнаружении правонарушения, то есть движения с тонированными стеклами. Если водитель удалит пленку на месте, это не отменит совершенного действия. То есть факт нарушения ПДД сотрудник ГИБДД зафиксирует.

Итоги

Светопропускную способность стекол автомобиля регламентирует Технический регламент ТС. Согласно этому документу нельзя тонировать окна в передней полусфере пленками, которые пропускают менее 70% солнечного света. Допускается только полоса в верхней части лобового стекла.

Штраф за нарушение составляет от 500 рублей за езду с тонирующей пленкой. Если водитель не выполнит предписание о ее демонтаже, с него могут взыскать до 4 тыс. рублей, арестовать на 15 суток или привлечь к обязательным работам. Но инспектор должен правильно зафиксировать правонарушение и составить протокол.

В противном случае водитель имеет право обжаловать решение у руководства инспекции или обратиться в суд.


Поделитесь