Обкатка двигателя после капитального ремонта

Обкатка после капитального ремонта двигателя — такая же обязательная процедура, как ввод ДВС в эксплуатацию после приобретения новой машины. Замена узлов и агрегатов силовой установки не означает, что она будет работать в штатном режиме сразу после завершения работ в сервис-центре. Подвижные части требуют притирки друг с другом, а внутри полостей может остаться микроскопический мусор и пыль, которые повлияют на исправность мотора.

Все эти проблемы решает обкатка двигателя после капремонта. Она предусматривает езду на авто в щадящем режиме и особое регламентное обслуживание. Разберемся со всеми нюансами процесса подробнее.

Что представляет собой обкатка

Поверхности цилиндров, поршней, коленвала, клапанов и других важных элементов ДВС внешне имеют идеально гладкую поверхность. Но если посмотреть на них при сильном увеличении, можно увидеть микроскопические неровности. Они увеличивают силу трения, приводят к перегреву деталей и другим неприятностям.

Для устранения проблемы используется притирка. Во время прохождения этой процедуры поверхности соприкасающихся деталей трутся друг о друга, стирая зазубрины. Зная это, производители комплектующих для двигателя специально изменяют их форму, чтобы после обкатки компоненты плотнее прилегали.

Например, внешнюю поверхность уплотнительного кольца делают с небольшим изменением геометрии. Выступающий элемент во время движения по цилиндру постепенно стирается, что обеспечивает герметизацию камеры сгорания. Также на места контакта могут наносить металлическое напыление, которое изнашивается быстрее уже через несколько минут после включения мотора.

На период обкатки некоторые специалисты советуют использовать дополнительные компоненты:

  • Обкаточные присадки — их добавляют в топливную систему или смазку. По утверждению производителей, эти вещества помогают притирке деталей, уменьшают расход бензина или солярки, увеличивают ресурс мотора. Но эффективность их применения не доказана, а применение добавок неизвестных брендов может навредить отремонтированному ДВС.
  • Обкаточное масло — специальная смазочная жидкость, которую заливают в мотор после ремонта. Качество его работы также зависит от бренда, поэтому в большинстве случаев от него отказываются в пользу стандартного моторного масла, рекомендованного для конкретного ДВС.

обкатка двиг.jpg
В каких случаях нужна обкатка

В обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру после покупки нового автомобиля у автодилера. Частично обкатку делают на заводе, используя специальные стенды. Но это не означает, что владелец может игнорировать рекомендации завода, указанные в сервисной книжке и инструкции по эксплуатации.

Сразу после приобретения авто не нужно ездить на нем на максимальных оборотах, быстро стартовать с места и набирать большую скорость. Это может уменьшить срок службы двигателя.

Также особый режим езды нужен после ремонта ДВС, во время которого заменяют такие детали:

  • поршни и поршневые кольца;
  • вкладыши шатунов;
  • маслосъемные кольца;
  • цепь или ремень газораспределительного механизма;
  • уплотнители.

При капремонте часто заменяют шорт-блок или растачивают цилиндры. После такой процедуры притирка крайне необходима так же, как на новой силовой установке. Если не выполнить рекомендации мастеров СТО, возможны различные неприятности:

  • потеря компрессии в цилиндрах;
  • «подъедание» масла;
  • высокий расход топлива.

В результате срок службы отремонтированного ДВС уменьшится.

Разновидности обкатки

Все новые автомобили проходят начальную обкатку еще в процессе изготовления. Она называется «холодной» и нужна для тестирования установленного силового агрегата.

Для этой процедуры в ДВС заливают охлаждающую жидкость и масло, но не подают топливо. Для вращения коленвала и перемещения поршней в цилиндрах используют подключенный электромотор. Его запускают в режиме медленного вращения, затем постепенно повышают обороты. Весь процесс контролирует компьютер. Он же фиксирует результаты тестирования, собирая информацию с заранее размещенных на нем датчиков.

Такая обкатка решает следующие задачи:

  • Обнаруживает брак деталей или сборки;
  • Выявляет дефекты компонентов;
  • Фиксирует отклонения от действующих на производстве стандартов.

Кроме того, во время холодной обкатки мастера регулируют положение отдельных деталей, добиваясь нужных технических характеристик. Одновременно благодаря движению трущихся компонентов они притираются к друг к другу, но не полностью.

Список сервисов по ремонту автомобиля
Рекомендованные автосервисы на сайте
Основной считается горячая обкатка, которую для новых машин также проводят на стенде. Но в этом случае мотор работает самостоятельно. Для этого к нему подают топливо и отводят выхлопные газы. Из-за сложности этой процедуры ее проходят не все автомобили. Причем после капитального ремонта в СТО такую обкатку не проводят вовсе по причине отсутствия необходимого оборудования.

Эта обязанность возлагается на владельца авто. Он должен обкатать двигатель с минимальной нагрузкой во время движения по дороге. Во время этой процедуры специалисты не рекомендуют повышать обороты выше отметки в 4000 об/\мин. независимо от скорости и выбранного передаточного соотношения.

Кроме того, не следует в это время буксировать прицеп или другую машину, переключать передачи выше или ниже рекомендуемого диапазона и резко тормозить. Подробно технология описана в технической документации к автомобилю. Ее можно соблюдать и для мотора, прошедшего капитальный ремонт.

Порядок предварительной обкатки после капремонта

После завершения работы мастеров, которые делали капитальный ремонт мотора, владелец авто должен действовать по такой процедуре:

  1. Проверить работу бортовой электросети.
  2. Из-за непритертых деталей запуск ДВС после обслуживания будет сложным и создаст бОльшую нагрузку на аккумулятор. Водитель должен убедиться, что батарея полностью заряжена, а стартер работает правильно. В большинстве случаев капремонт делают на машинах с большим пробегом, у которых с электрической системой также могут быть проблемы.

  3. Использовать качественное масло.
  4. Иногда владельцы авто из экономии для обкатки применяют дешевые смазочные материалы, Они мотивируют это тем, что масло все равно придется сливать через 2000 км пробега.

    Такой подход неправильный, так как во время обкатки после капремонта двигателя его части испытывают повышенные нагрузки. Нужно использовать качественное и рекомендованное производителем масло, чтобы уменьшить механическое воздействие, избежать перегрева и других неприятностей.

    После заливки смазочной жидкости через горловину нельзя запускать ДВС сразу. Из-за высокой густоты в холодном виде оно медленно стекает по системе до поддона картера. Нужно подождать 10–15 минут, пока будут смазаны все подвижные части.

    Перед включением мотора следует проверить количество масла. Его уровень должен быть близко к максимальной отметке, но не превышать ее. Обратите внимание, что небольшая часть смазки уйдет в масляный фильтр, который не нужно заполнять заранее.

  5. Запустить двигатель и проверить масляное давление.
  6. Для этой цели можно использовать панель приборов. После включения зажигания на нем загорается индикатор, предупреждающий о низком уровне масла. Когда его достаточно, эта надпись гаснет через 2–3 секунды. Если этого не произошло, нужно сразу глушить силовой агрегат и искать причину проблемы. Ни в коем случае не нужно повышать обороты с помощью педали газа, это может привести к поломкам подвижных деталей.

  7. Прогреть мотор.
  8. Если давление масла достаточно, нужно оставить ДВС работать на холостых оборотах до выхода на рабочую температуры. После этого выключить зажигание и дать ему остыть примерно наполовину. Затем повторить цикл еще несколько раз.

    Это позволит поверхностям притереться друг к другу, но не деформироваться из-за температурного расширения.

  9. Эксплуатация на высоких оборотах.
  10. Следующий этап обкатки двигателя после капитального ремонта — притирка на повышенных оборотах. При включенном моторе водитель должен надавить на педаль газа и поднять стрелку тахометра до 1500 об/мин. После 2–3 минут поднять обороты до 2000 об/мин и подержать так около 5 минут.

    Во время этой процедуры нужно следить за состоянием ДВС. О проблемах говорят громкие звуки и сильный дым. При этом небольшое количество дыма из выхлопной трубы допустимо, так как он возникает при испарении смазочной жидкости, которая попала во время обслуживания на нагревающиеся поверхности мотора.

Обкатка двигателя в движении

После выполнения описанных выше действий можно выезжать на дорогу. Но во время движения специалисты по обслуживанию авто рекомендуют соблюдать такие советы:

  1. Двигаться с невысокой скоростью на средних оборотах.
  2. Не следует разгоняться и увеличивать обороты до максимального уровня. В городском цикле езды сложно держать стрелку тахометра посередине шкалы, поэтому обкатывать машину лучше на трассе за пределами населенного пункта.

    Средняя скорость движения во время обкатки должна быть в районе 80 км/ч. Во избежание проблем с другими участниками движения до завершения процедуры рекомендуется занимать правую полосу движения и избегать обгонов.

  3. Не перегружать двигатель.
  4. Особенно важно аккуратно эксплуатировать ДВС первые 500 км после капитального ремонта. В этом случае не нужно начинать езду на холодном моторе и ездить по горным дорогам, буксировать прицеп или грузить тяжелый груз в багажник.

Длительность процедуры

Для полной притирки всех деталей и предотвращения поломок необходимо знать, сколько длится обкатка после капитального ремонта.

На автомобилях советского производства из-за низкого качества сборки производители рекомендовали обкатывать мотор на протяжении 5–10 тыс. км. Сейчас учитывая точность изготовления деталей и качество смазки для этого достаточно 1–2 тыс. км.

После этого мастера по обслуживанию авто советуют заменить масло и фильтр, т. е пройти «нулевые» регламентные работы после капремонта. Это необходимо для того, чтобы удалить из ДВС микроскопические частицы металла и другой мусор, который мог остаться после обслуживания.

Что случится при отсутствии обкатки

Хотя обкатка ДВС после капитального ремонта не предусмотрена официальным регламентом эксплуатации авто, ее крайне рекомендуют пройти всем автовладельцам после выезда из СТО.

В противном случае возможны различные неприятности:

  • Перегрев цилиндров и поршней. Из-за высокой температуры происходит расширение металла, в нем появляются трещины и другие дефекты. По этой причине в камеры сгорания попадает охлаждающая жидкость, которая может вызвать серьезную поломку. При этом узнать о дефекте можно только после его появления, что сильно увеличит стоимость повторного ремонта.
  • Механические повреждения стенок цилиндра и поршней. Это происходит из-за попадания в камеру сгорания посторонних предметов и неровных краев уплотнительных колец. В результате газы будут выходить из камеры сгорания в картер, а маслосъемные кольца не смогут очищать поверхность от смазки. Результат — потеря компрессии, дымный выхлоп, «подъедание» масла.

Отсутствие обкатки приводит к потере мощности ДВС, повышению расхода масла и бензина. В конце концов придется заново ремонтировать мотор.

Помните, что после капитального ремонта допустимо лишь небольшое увеличение дымности выхлопа. Черный и сизый дым из трубы, повышенная шумность, сильные вибрации и посторонние звуки свидетельствуют о проблемах, которые нужно обнаружить и устранить.

Итоги
  • Двигатель после капитального ремонта нуждается в обкатке так же, как после покупки нового автомобиля.
  • Во время притирки деталей не рекомендуется быстро ускоряться и двигаться на максимальной скорости, превышать обороты больше 3000 об/мин и начинать езду до прогрева, обгонять и буксировать прицепы.
  • После обкатки следует сменить масло и масляный фильтр, чтобы удалить из мотора мелкий мусор.
  • Невыполнение этих требований может привести к поломкам мотора вплоть до полного заклинивания поршней или клапанов.
Поделитесь