Когда нужно менять тормозную жидкость

При эксплуатации автомобиля периодически проводят замену технических жидкостей. Это нужно для нормальной работы агрегатов и узлов. Ниже рассмотрим как часто менять тормозную жидкость, для чего это нужно и что будет, если проводить процедуру несвоевременно.

Зачем менять тормозную жидкость

В автомобилях с гидравлической или пневмогидравлической тормозной системой используется специальная жидкость. Она необходима для передачи усилия от рычага управления к исполнительным механизмам (колесным рабочим цилиндрам). У некоторых владельцев автомобилей возникает вопрос, почему нужно менять тормозную жидкость? Для ответа необходимо разобраться, какими особенностями обладает данный материал. Тормозная жидкость автомобиля:

  • Имеет в составе присадки для смазки рабочих механизмов. Поршни цилиндров постоянно перемещаются при работе. Жидкость снижает трение деталей и увеличивает их срок использования.
  • Не замерзает. Противоморозные добавки позволяют использовать транспортное средство при отрицательной температуре. Зимой тормозная система автомобиля работает в штатном режиме.
  • Имеет минимальную гигроскопичность. Состав практически не накапливает влагу. В связи с этим температура кипения не изменяется.
  • Не вступает в реакцию с комплектующими. Герметичность камер цилиндров обеспечивается благодаря эластичным уплотнениям. Жидкость не наносит вреда резине и другим материалам, которые применяются при изготовлении комплектующих.
  • Имеет температуру кипения от 200 до 260 градусов. При торможении детали сильно нагреваются.

Со временем свойства тормозной жидкости ухудшаются. Снижается температура ее кипения, повышается гигроскопичность, ухудшается смазки подвижных деталей. В связи с этим необходимо провести замену материала.

Тормозная жидкость в бочке.jpg

Как определить, что пора менять

Для проверки состояния тормозной жидкости лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Специалисты располагают материально технической базой для выполнения таких работ.

Проверка состояния проводится с помощью специализированных приспособлений или тест полосок. Так мастерам удается определить насколько материал насыщен водой. Такая диагностика позволяет точно понять, что нужно менять тормозную жидкость.

Самостоятельно водитель может определить необходимость замены по нескольким признакам. Для этого не нужно использовать диагностические приспособления. Признаки замены тормозной жидкости:

  • Темный или черный оттенок. Материал имеет чистый, однородный цвет, без помутнений и посторонних включений. Появление черного оттенка свидетельствует об износе эластичных уплотнителей. Мелкие частицы резины попадают в бачок, трубопроводы и другие детали системы. Со временем резина оседает на поверхностях, снижая диаметр проходных отверстий. Это препятствует нормальному прохождению жидкости.
  • Помутнение. Признак может наблюдаться при активном использовании транспортного средства и при его простое. Помутнение свидетельствует об ухудшении состава. В таком случае система будет работать неправильно. Снизится температура вскипания, увеличится трение между подвижными деталями и т.д.
  • Закипание. Водитель может определить повышение температуры по ухудшению работоспособности системы после нескольких резких торможений. Из-за трения колодок об диск или барабан рабочие цилиндры нагреваются. Это приводит к закипанию тормозной жидкости.

При появлении таких признаков владельцу автомобиля нужно обратиться на станцию технического обслуживания. Мастера проведут диагностические мероприятия и при необходимости заменят жидкость.

Через сколько менять тормозную жидкость

Регламент замены у разных марок и моделей автомобилей отличается. Нужно изучить руководство по эксплуатации автомобиля. Как правило, завод изготовитель рекомендует проводить замену не реже чем через 40 000 - 60 000 км пробега. Однако даже если транспортное средство большую часть времени стоит в гараже, замена также необходима. В таком случае ее проводят один раз в два года. Это обусловлено тем, что независимо от условий использования материал накапливает влагу из воздуха. Поэтому с течением времени характеристики ухудшаются.

Кроме этого, может понадобиться внеплановая замена. Ее проводят при:

  • Разгерметизации системы. Порыв шлангов, металлических трубок, эластичных уплотнителей приводит к утечке. После замены сломанной детали нужно восстановить уровень жидкости в бачке и прокачать систему. Так удастся удалить воздух из трубопроводов и полостей комплектующих.
  • Замене рабочих цилиндров, трубок, шлангов и других комплектующих. Это правило не распространяется на детали, которые можно демонтировать без разгерметизации системы. Это колодки, пружины, направляющие суппорта и т.д.
  • Видимом ухудшении работоспособности тормозов. При заливке некачественного материала срок замены тормозной жидкости может быть сокращен. Водитель может определить потребность в проведении процедуры по провалам педали, а также по увеличению тормозного пути.

Также внеплановое проведение процедуры понадобится при наличии сильных загрязнений в бачке. Материал потемнел, на стенках и дне сосуда образовался темный налет. Такие признаки часто свидетельствуют о сильном износе резиновых уплотнителей.

Порядок замены тормозной жидкости

Материал заменяют новым с такими же характеристиками. Смешивание жидкостей, которые принципиально отличаются по составу, недопустимо. При работе важно исключить попадание в систему воздуха. Нарушение этого правила приведет к отказу тормозов и необходимости прокачки. В связи с этим лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Специалисты точно знают как менять тормозную жидкость в автомобиле, и сделают это в соответствии с техническим регламентом. Для самостоятельного проведения работ понадобится наличие инструмента и знаний в ремонте авто. Важно соблюдение последовательности действий.

Подготовка

Перед началом работ нужно подготовить автомобиль. Транспортное средство устанавливают на смотровую яму или эстакаду. Понадобится доступ к штуцерам для прокачки, которые расположены на колесных механизмах, а также к бачку, установленному под капотом.

После установки автомобиля на яму или эстакаду предотвращают самопроизвольное перемещение. Для этого под колеса устанавливают противооткатные устройства.

На этапе подготовки покупают сменный материал. Тип жидкости и ее количество в контурах тормозной системы указывается в руководстве по эксплуатации. Также эту информацию можно найти в интернете. Нужно купить примерно в два раза больше материала, чем вмещают оба контура. Для большинства легковых авто будет достаточно 1 литра.

Инструменты и приспособления

Перед тем как поменять тормозную жидкость в автомобиле подбирают инструменты и приспособления. Их располагают вблизи рабочего места. Так не нужно будет отвлекаться на поиски того или иного приспособления. Для работы понадобится:

  • Прозрачные емкости объемом до 0.5 литра. Можно использовать пластиковые или стеклянные бутылки. Лучше подобрать сразу 4 емкости.
  • Шланги устойчивые к агрессивным веществам. Жидкость быстро разъедает простые резиновые изделия. Поэтому можно использовать силиконовые шланги. Их длины должно быть достаточно для подключения к сливному штуцеру и опусканию в емкость. Как правило, для легковых авто это около 20 см.
  • Большой шприц или груша для откачки. Для удобства на носик шприца устанавливают прозрачный шланг. Это нужно для более простого доступа к содержимому бачка.
  • Гаечный ключ. Размер инструмента подбирают учитывая габаритные параметры штуцера. Нужно учесть, что для работы не подойдет головка с воротком или торцевой ключ. Используют рожковые инструменты.
  • Сухая ветошь. Нужна для устранения подтеков. Тормозная жидкость довольно агрессивна. Она разъедает пластмасс, краску, резину и другие материалы. Поэтому при наличии подтеков потребуется быстро убрать их сухой ветошью.
  • Воронка. Подойдет любая модель. Воронка нужна для аккуратного заполнения бачка новым материалом.

Кроме этого, для работы может быть нужен фонарь, лампа или другой прибор. Это обусловлено тем, что в смотровой яме часто недостаточно дневного света. Лучше позаботиться о возможности подвешивания фонарика.

Порядок действий

Поменять тормозную жидкость в машине можно придерживаясь конкретной последовательности действий. Нарушения, допущенные при проведении процесса, приведут к неправильной работе или даже отказу системы. При работе:

  • Открывают пробку заливной горловины бачка и извлекают отработанный материал. Для этого используют грушу или шприц с установленным на его носик шлангом. На бачок лучше положить сухую тряпку. Так удастся избежать попадания капель на прилегающие поверхности.
  • Заливают новую тормозную жидкость. Бачок заполняют до самой горловины. При этом оставляют его открытым. Чтобы избежать подтеков применяют воронку.
  • Демонтируют пыльники, установленные на штуцерах. Детали представляют собой резиновые колпачки, предназначенные для защиты от попадания мелких абразивных частиц и грязи.
  • Фиксируют силиконовый или резиновый шланг на штуцере. Установка хомутов не требуется. Достаточно того, что шланг будет установлен с натягом. Второй конец опускают в прозрачную емкость. Это нужно для стекания жидкости в сосуд.
  • Откручивают штуцер для прокачки. В связи с тем, что на краю зафиксирован шланг потребуется рожковый гаечный ключ. Полностью демонтировать штуцер не следует. Достаточно 1.5 - 2 оборота. После проворачивания из шланга в емкость начнет поступать жидкость.
  • Дожидаются стекания примерно ¼ объема контура. Нажимать на педаль не нужно. Жидкость будет стекать самостоятельно по принципу сообщающихся сосудов. Из шланга должен начать поступать чистый материал.
  • Заливают нужное количество жидкости в бачок.

Процедуру повторяют для всех колес. При этом контролируют количество материала в бачке. Лучше не допускать понижения уровня меньше середины. Опустошение бачка приведет к попаданию воздуха в главный рабочий цилиндр и далее в трубопроводы. В таком случае потребуется прокачка.

После стекания жидкости штуцер устанавливают в обратной последовательности. Нужно соблюдать усилие затяжки. Прикладывание слишком большой силы приведет к перелому штуцера. Это обусловлено пустотелой конструкцией детали.

Завершающий этап - это установка пыльников. Не следует пренебрегать этими комплектующими. Отсутствие пыльника приведет к попаданию грязи внутрь штуцера. В такое случае прокачка или замена тормозной жидкости в дальнейшем будет затруднительной.

Техника безопасности

При самостоятельном проведении работ нужно учитывать, что тормозная жидкость оказывает отрицательное воздействие на кожу, а также слизистые оболочки. Поэтому потребуется использовать средства для защиты.

При работе в смотровой яме или на эстакаде применяют прорезиненные перчатки и очки. Они предотвращают попадание отработанного материала на открытые участки кожи, а также в глаза.

Что будет если не менять тормозную жидкость

Иногда владельцы авто задаются вопросом, если не менять тормозную жидкость, то что будет? Своевременное обслуживание автомобиля необходимо для нормальной работоспособности систем, механизмов и узлов. Отсутствие замены тормозной жидкости приведет к:

  • Износу поршней рабочих и главного цилиндра. Отработанный материал не обеспечивает нужную смазку подвижных деталей. Поэтому поверхность поршней и цилиндров быстро изнашивается. Появляется выработка, царапины, задиры и т.д.
  • Порыву уплотнительных манжет. В жидкости скапливаются мелкие частицы резины, и металла. Они приводят к ускоренному износу эластичных уплотнителей.
  • Заклиниванию штоков. Загрязнения в жидкости и царапины на поверхностях деталей приводят к застреванию комплектующих. Из-за этого тормозные колодки перегреваются и подвергаются ускоренному износу. 
  • Отказу тормозов. Из-за насыщения влагой при резких торможениях жидкость закипает. Из-за этого полость главного цилиндра заполняется воздухом. В отличие от жидкости он легко сжимается. Поэтому при нажатии на педаль штоки рабочих цилиндров остаются неподвижными.
  • Засору каналов, шлангов высокого давления, трубопроводов. Частицы резины и металла скапливаются задерживаясь на поверхностях. Из-за отложений затруднено прохождение жидкости при нажатии на педаль.

Учитывая последствия несвоевременной замены лучше не откладывать на потом данную процедуру. При смене отработанного материала в соответствие с регламентом, установленным заводом изготовителем, удастся снизить риск поломок.

Замена тормозной жидкости автомобиля возможна на станции технического обслуживания или своими руками. Во втором случае потребуется наличие инструмента, средств индивидуальной защиты и знаний по ремонту авто.

Стоимость замены тормозной жидкости на станции технического обслуживания невысока. Она зависит от особенностей конструкции автомобиля. Поэтому лучше доверить замену тормозной жидкости мастерам, имеющим материально-техническую базу для выполнения таких работ.

Поделитесь