Как устроен ручной тормоз (ручник)

Как устроен ручной тормоз (ручник)

Система ручного тормоза используется в автомобилях для удержания транспортного средства на месте во время стоянки и при трогании с места. Блокировка колес при поднятом рычаге препятствует произвольному движению машины, что особенно важно на парковках, а также при начале движения в горку. 

На авто старых лет выпуска устройство ручного тормоза было максимально простым. Рычаг при подъеме тянул трос, соединенный с колодками на колесах. Сейчас принцип работы ручника поменялся. На современных автомобилях он лишь дает команду электронике, которая автоматически приводит в действие необходимые механизмы. 

Разберем подробнее, как устроен ручной тормоз, изучим правила его эксплуатации, симптомы поломок и способы их устранения. 

Что такое стояночный тормоз

«Ручник» — это часть тормозной системы транспортного средства, которая нужна для удержания машины на месте на парковке или перед началом движения. Именно поэтому его второе название — «стояночный». В большинстве автомобилей он активируется вручную с помощью рычага, но в самых новых моделях известных брендов эту функцию взяла на себя электроника. Блокировку включает кнопка или компьютер по заложенному в него алгоритму. 

Стояночная тормозная система — это обязательный узел, который нужен для безопасности любого серийного транспортного средства. Она включается водителем или бортовым компьютером и решает следующие задачи:

  • предотвращает произвольное движение автомобиля на парковке или стоянке, когда водитель отсутствует в салоне ТС;
  • удерживает машину на месте в момент начала движения вверх на уклоне, предотвращает скатывание назад и удар в стоящие сзади транспортные средства;
  • защищает трансмиссию от нагрузок и предотвращает чрезмерный износ элементов АКПП, которые удерживают автомобиль при переводе рычага в режим «Р».

Наиболее часто он используется во время парковки, особенно когда дорога расположена под уклоном. Но для снижения нагрузки на различные механизмы авто его можно включать и в других ситуациях. Как работает ручник в машине?

  • Во время ожидания разрешающего сигнала на светофоре. Водителю не обязательно удерживать основной тормоз в нажатом состоянии. При ударе сзади или других непредвиденных ситуациях нога может соскочить с педали и автомобиль покатится вперед или поедет на полосу встречного движения. Стояночный тормоз позволит избежать серьезных неприятностей. 
  • При отказе основной тормозной системы. В этом случае «ручник» поможет замедлить движение и остановится. Поднимать рычаг нужно крайне аккуратно, так как колеса могут заблокироваться и автомобиль занесет. Кроме того, нужно учитывать, что длина тормозного пути увеличится.
  • При резком маневрировании. Этот способ использовать не рекомендуется. Его применяют опытные водители во время гонок в специально отведенных местах. Блокирование колес рычагом вводит машину в управляемый занос, благодаря чему она может резче и быстрее пройти поворот. 
  • При трогании с места. Такой маневр должны освоить все водители, особенно если их автомобиль не оснащен автоматической коробкой передач. Во время начала движения необходимо включить стояночный тормоз и медленно отпускать его вместе со сцеплением, чтобы избежать скатывания назад. 

Исправность ручного тормоза — обязательное условие эксплуатации автомобиля. Его работоспособность постоянно проверяют представители правоохранительных органов, которые отвечают за безопасность дорожного движения. 

Виды «ручников»

Схема стояночного тормоза одинакова практически у всех автомобилей. При активации механизм сдвигает колодки, блокируя задние колеса. Для этого к нему подходит отдельный трос, который работает независимо от основной тормозной системы.

Способ включения

Различие состоит в способе активации блокировки. Производители используют такие механизмы:

  • Ручной. Для блокировки колес необходимо потянуть рычаг, расположенный обычно между передними сиденьями. Для выключения предусмотрена кнопка в его верхней части. 
  • Ножной. Активируется с помощью отдельной педали, размещенной справа от тормоза (сцепления) ближе к водительской двери. Его часто устанавливают на американских, некоторых моделях южнокорейских и европейских авто. 
  • С кнопкой. Включить и выключить ручной тормоз можно с помощью кнопки, которая чаще всего находится у рычага переключения режимов АКПП или прямо на нем. Такие устройства устанавливают на современных авто со сложной бортовой электроникой. 

Обратите внимание, что некоторые новые машины оснащены автоматическим тормозом. При выборе соответствующей опции в меню он включается и отключается без вмешательства водителя, когда машина не двигается. 

Вид привода

Стояночная тормозная система легкового автомобиля отличается также способом активации. В зависимости от года выпуска, модели и марки транспортного средства распространены такие варианты:

  • Механический. «Ручник» соединен с тросом, который подключен к тормозным колодкам на задних колесах. Когда водитель поднимает рычаг, тот тянет тросовый механизм, а тот блокирует движение авто с помощью колодок.
  • Электромеханический. Усовершенствованный вариант описанного выше устройства. При включении стояночного тормоза система отдает команду электромоторам в задних суппортах, которые прижимают колодки к диску. Системой управляет компьютер, который может задействовать автоматические алгоритмы блокировки. Например, колеса блокируются во время остановки на светофорах или под горку. 
  • Гидравлический. Используется ручной механизм, но для уменьшения усилия используются небольшие гидравлические цилиндры. Рычаг тормоза двигается плавно и легко, но колодки плотно прижимаются к дискам. Из-за сложности такой вариант редко устанавливается на легковых авто, он больше распространен на коммерческом транспорте и спецтехнике. 

Уточнить принцип действия стояночного тормоза в вашей машине можно в технической документации производителя. 

Количество блокируемых колес

В 99% случаев механизм блокирует пару задних колес. Такой выбор инженеры сделали для упрощения конструкции транспортного средства. Им легче протянуть трос к задней оси, чем прокладывать его в подкапотном пространстве и интегрировать в поворотный механизм. 

Но иногда можно встретить машины, в которых реализованы другие схемы:

  • Блокировка передней пары колес;
  • Стопор карданного вала автомобиля. 

Независимо от устройства стояночной тормозной системы, исправный механизм справляется с возложенными на него задачами и надежно удерживает автомобиль на месте. Но необходимо постоянно следить за состоянием ручника и своевременно выполнять предусмотренные регламентом работы по обслуживанию. 

Принцип работы ручного тормоза

В легковых транспортных средствах схема стояночной тормозной системы одинаковая, за исключением небольших нюансов. Основными элементами являются рычаг или кнопка включения, привод для передачи усилия, блокирующий механизм и индикатор на панели приборов либо экране компьютера. 

Основным отличием является способ передачи усилия. Разберем его подробнее. 

Как работает ручной тормоз механического типа

Движение от рычага или педали ручника к приводу передают стальные тросики. Используется от 1 до 3 нитей в зависимости от марки автомобиля. Также обязательными элементами является храповый механизм и уравнитель. 

Для включения тормоза водителю нужно поднять рычаг или надавить на педаль. Эти элементы управления тянут тросики, которые прижимают колодки к барабану или диску на задних колесах. 

Ручной тормоз

Как работает трос ручника на машинах с разными тормозными системами:

  1. Барабанные. 

Самый простой механизм из используемых в машинах. Колесо блокируют основные колодки, которые соединены с отдельным рычагом. Его приводит в действие стальной трос. При натягивании он толкает одну колодку, которая тянет за собой вторую. В результате механизм надежно блокируется в неподвижном положении.

  1. Дисковые. 

Если на задних колесах в автомобиле установлены дисковые тормоза, то конструкторы используют один из трех вариантов:

  • Кулачковый привод. Его встраивают в суппорт тормозов. Поршень колодки оснащается толкателем, который приводится в действие кулачком с рычагом. При включении ручника трос поворачивает рычаг, который передает усилие на кулачок, тот давит толкатель и приводит в движение поршень. В результате колодка плотно прижимается к диску. 
  • Винтовой привод. Его также размещают в суппорте механизма блокировки. В поршне предусмотрена резьба, в которую входит винт ручной тормозной системы. При движении троса он поворачивает рычаг, который прокручивает винт. Так как поршень не может крутиться, он движется вперед и прижимает колодку к поверхности диска. 
  • Барабанный механизм. В этом случае инженеры устанавливают сзади дополнительный тормозной барабан рядом с основной системой. Чаще всего к такой конструкции прибегают в машинах, где дисковые тормоза состоят из нескольких поршней. При блокировке колеса на стоянке колодки упираются в небольшой барабан, расположенный по центру основного диска. 

Каким бы ни был механизм, при его разблокировке кнопкой и опусканием рычага возврат колодок происходит с помощью пружин. 

  1. Трансмиссионные. 

Этот механизм используется на больших кроссоверах и внедорожниках с полным приводом, а также на грузовых машинах и автобусах. Блокировка происходит за счет отдельного тормозного механизма, которая фиксирует не колеса машины, а карданный вал. 

Главные преимущества тросового механизма — простота, удобство и недорогое обслуживание. Но есть несколько существенных минусов:

  • Тросовая система передачи усилия требует постоянного обслуживания, чтобы металл не окислялся, а привод не застревал. 
  • По мере эксплуатации стальные тросы растягиваются, что требует периодической регулировки механизма. 
  • Рычаг активации занимает много места между сиденьями и ухудшает эргономику салона. 

Несмотря на недостатки, именно этот вариант используется в большинстве машин. 

Электронное управление стояночным тормозом

В современных моделях авто с большим количеством бортовой электроники конструкторы отходят от использования механики в сторону «интеллектуальных« систем. Это связано не только с удобством и экономией места в салоне. 

Электронный ручной тормоз.jpg

Интеграция стояночного тормоза с компьютером автомобиля позволяет реализовать дополнительные алгоритмы помощи водителю и безопасности движения. Например:

  • ассистент при старте на горку;
  • защита от включения во время езды;
  • активация на светофоре.

Сам механизм состоит из кнопки или рычага включения и электромоторов. Водитель активирует механизм, тот через контроллер отдает команду электрическим приводам, которые прижимают колодки. Для увеличения усилия и снижения скорости движения тормозных механизмов используются редукторы и винтовые приводы. 

Преимущества такого устройства ручного тормоза

  • Простота использования. Для включения не нужно прилагать физические усилия, даже если активация происходит с помощью рычага. Он все равно отдает команду электронике. 
  • Компактность. Механизм не занимает места в салоне. Большинство конструкторов отказываются от громоздких рычагов  в пользу кнопок на центральной консоли. 
  • Повышение безопасности. В компьютер могут быть внесены дополнительные алгоритмы, которые исключают неправильную эксплуатацию авто. Например, запрет на разблокировку ручника до того, как все находящиеся в салоне пристегнут ремни безопасности. 
  • Автоматизация работы. Тормоз включается автоматически во время перевода АКПП в режим Р, при выключении мотора и в других заранее запрограммированных ситуациях. 

Минус — более сложное устройство и дорогостоящий ремонт. Кроме того, на таких автомобилях не получится активировать тормоз для дрифта, резкого разворота и других трюков. 

Зачем нужен ручник??
Верно
Неверно, но возможно
Неверно
Проверка работы стояночного тормоза

Для диагностики работы «ручника» лучше обратиться к квалифицированным механикам сервисного центра по обслуживанию авто. Его проверку обычно проводят каждый раз, когда водитель привозит машину на плановое ТО со сменой моторного масла и фильтров. 

О неправильной работе этого механизма свидетельствуют такие симптомы:

  • «Ручник» не удерживает автомобиль на наклонной дороге. Если при парковке под гору водитель активировал тормоз, но автомобиль продолжает катиться на нейтральной передаче, необходимо заехать в сервисный центр на ремонт. 
  • Колесо прокручивается вручную. Для проверки можно поднять автомобиль на подъемнике или домкрате и при включенном ручном тормозе попытаться провернуть колесо. Если это удалось, нужно проверить и починить механизм. 
  • Автомобиль трогается с места при включенном тормозе. Так можно проверить машину с ручной коробкой переключения передач. Необходимо поднять рычаг до упора, включить первую скорость и выжать газ с одновременным отпусканием сцепления. Если транспортное средство дернется и заглохнет, механизм исправен. 

Если у вас возникают сомнения, лучше сразу обратиться к сотрудникам сервис-центра. Эксплуатация машины с неисправным ручником является нарушением правил дорожного движения, опасна для других водителей и пешеходов.

Ошибки в эксплуатации 

Особых навыков для обращения с ручным тормозом автомобиля не нужно. Все необходимые знания владелец авто получает во время обучения в автошколе. Однако из-за невнимательности или неопытности некоторые владельцы машин допускают определенные ошибки:

  • Движение при поднятом рычаге. Оно возможно, когда колодки частично изношены или трос немного растянут. Из-за неполной блокировки автомобиль может ехать. Но это приводит к очень быстрому износу элементов тормозного механизма и повышенному расходу топлива. 
  • Включение тормоза зимой. В машинах 20–30 летнего возраста это могло приводить к примерзанию колодок к барабану или диску. В результате утром водитель не мог тронутся с места. В транспортных средствах последних годов выпуска такая возможность полностью исключена из-за особенностей механизма. 
  • Резкое маневрирование с заносами. Трюки с использованием ручного тормоза выглядят эффектно. Но выполнять их могут только профессионалы. Попытки повторить такие элементы на обычном автомобиле приведут к обрыву или растяжению троса, поломке тормозной системы. 
  • Неполное включение тормоза. Происходит, когда водитель не полностью поднял рычаг. Колеса не будут заблокированы до конца, из-за чего машина может покатиться на парковке. 

Если авто оснащено электронным ручным тормозом, перечисленные выше ошибки практически исключены. Бортовой компьютер сообщит о проблеме водителю или автоматически задействует нужные системы. 

Список сервисов по ремонту автомобиля
Рекомендованные автосервисы на сайте
Итоги

Ручной тормоз автомобиля играет одну из главных ролей в обеспечении безопасности эксплуатации транспортного средства. Нужно следить за исправностью этого механизма и устранять дефекты сразу после появления симптомов поломки. Делать это нужно только в надежных сервисных центрах, техники которых хорошо знают типовые технологии ремонта и используют сертифицированные запчасти.

Поделитесь