Текущий и капитальный ремонт силового агрегата машины не меняет технических характеристик транспортного средства, поэтому сообщать об этих действиях в ГИБДД не нужно. Но в случае сильного износа или повреждения, а также во время тюнинга владелец может установить новый двигатель в автомобиль взамен старого. Эта операция проходит по особой процедуре, ДВС в некоторых случаях нуждается в отдельной регистрации в государственных контролирующих органах.
Разберемся подробнее, какие варианты замены существуют и как пройти эту процедуру согласно действующему законодательству.
В девяти случаях из десяти неисправности ДВС автомобиля устраняют с помощью текущего или капитального ремонта. Полная замена на новый понадобится только в двух случаях:
- При серьезной поломке. Мотор может быть изношен так сильно, что затраты на его реставрацию будут большими, чем покупка и установка нового. Кроме того, он может быть полностью уничтожен во время дорожно-транспортного происшествия. Замена позволяет за один раз избавиться от всех «болезней» двигателя и забыть об обращении на СТО на ближайшие годы.
- Тюнинг автомобиля. Собственники авто заменяют штатный мотор на более мощный, чтобы сделать машину быстрее и увеличить динамику разгона. Такой подход даст больший прирост, чем чип-тюнинг блока управления или установка отдельных деталей и узлов ДВС. Но в этом случае нужно правильно подбирать модель, чтобы она подошла по габаритам и стала на штатные посадочные места.
Замена двигателя на другой – дорогая, долгая и сложная процедура. Прибегать к ней нужно только в случаях, когда владелец уверен в своих силах и финансовых возможностях. Для выполнения этой работы необходимо обратиться в сервисный центр с соответствующей сертификацией.
Вопрос о документальном оформлении замены двигателя возникает в связи с тем, что на этот узел автомобиля нанесен номер. Уникальный идентификатор находится на блоке цилиндров. Владельцы авто знают, что пронумерованные подобным образом кузова, на которых есть VIN-номер, заменить просто так не получится.
В случае с ДВС ограничений меньше. Действующие нормативные документы не запрещают устанавливать новый мотор в машину. Связано это с тем, что силовая установка в процессе эксплуатации изнашивается. Причем часто ресурс силового агрегата исчерпывается до поломки других частей автомобиля. Потому водители чаще заменяют его, чем покупают новое авто.
Возможны такие варианты:
- Поставить штатный мотор от того же производителя и с прежними характеристиками;
- Установить более мощный ДВС;
- Заменить изношенный агрегат на менее дорогой «аналог», обычно китайского производства.
В зависимости от выбранного подхода меняется порядок оформления замены двигателя для легализации такого ремонта.
Современное российское законодательство не требует обязательного учета номеров двигателей. Но согласно закону 283–ФЗ к числу регистрационных данных относятся:
- Мощность мотора автомобиля;
- Экологический класс мотора;
- Вес транспортного средства в снаряженном виде.
Это означает, что замена двигателя в машине на аналогичный не требует подачи каких-либо сведений в ГИБДД. Если ДВС имеет другую мощность, отличается количество вредных выбросов, вес или объем, придется обращаться в госорганы и оформлять новую документацию на авто.
У владельца машины есть четыре варианта действий.
- Приобретение нового аналога.
- Покупка такого же мотора с пробегом.
- таможенная декларация на импорт;
- соглашение между магазином и заказчиком о приобретении ДВС;
- кассовый чек;
- письменные гарантийные обязательства.
- Покупка нового или б/у мотора того же бренда, но с иными характеристиками .
- Нештатный силовой агрегат.
На рынке легко подобрать силовую установку на популярные транспортные средства независимо от страны производителя. Магазины по продаже запчастей за заказ привезут такой же ДВС, что установлен на машине.
Это самый простой вариант, он займет минимум времени. Минус состоит в стоимости. Но не все владельцы авто готовы платить большие деньги. Цена мотора часто бывает выше, чем всего авто при его продаже.
Кроме того, замена двигателя на авто старше 30 лет вряд ли возможна из-за отсутствия новых агрегатов.
При таком варианте изменять техдокументацию также не придется, а затраты будут меньшими. Проблема в том, что найти бывший в употреблении, но качественный мотор практически невозможно.
Большинство подобных ДВС демонтированы с разбитых машин и импортированы из европейских стран, США, Южной Кореи. Из-за этого проследить его «историю» не получится. Иногда он может быть сильно поврежден в аварии. Если продавец скрыл такие дефекты, эксплуатировать авто будет небезопасно. Кроме того, возможны случаи, когда мотор сняли с угнанного автомобиля и у нового владельца будут проблемы с правоохранительными органами.
Защитить себя от подобных неприятностей можно только в том случае, если приобретать ДВС с пробегом у проверенного дилера, который предоставляет гарантию. Подтверждением «качества» такого двигателя будут:
Часто надежные и крупные продавцы обслуживают мотор, заменяя в нем изношенные уплотнители и другие расходные элементы. В магазине можно ознакомиться с результатами диагностики.
При покупке мотора в комплекте должен идти ЭБУ и соединительные шины. Иначе возможны сложности с настройкой силового агрегата после подключения к бортовому компьютеру машины.
Также лучше обратиться за консультацией к механику, который подтвердит совместимость ДВС и корпуса автомобиля. Производители в одной и той же модели авто могут использовать разные версии силового агрегата, из-за чего установить купленный аппарат на штатные посадочные места не получится. Может не быть датчика, который нужен для управления мотором.
Не нужно покупать дешевые моторы у непроверенных продавцов. В них бывают скрытые и малозаметные дефекты, которые проявятся в ближайшем будущем. Придется ремонтировать ДВС через месяц-два после его замены.
Чаще всего так поступают, когда владелец хочет улучшить характеристики машины. Например, вместо штатного 1,6-литрового ДВС установить 2-литровый и повысить динамику разгона.
Этот вариант разрешен и чаще всего не требует привлечения экспертов для оценки технической возможности модернизации. Но перерегистрация понадобится.
Это самый сложный и затратный вариант, к которому прибегают при серьезном тюнинге транспортно средства. Замену проводят только квалифицированные инженеры, а водитель должен быть готов к длительному оформлению переоборудования машины.
При установке нештатного ДВС нужно изменить конструкцию посадочных мест. Его вес и размеры нарушат баланс транспортного средства, предусмотренный производителем, создадут нагрузку на подвеску и рулевое управление. Увеличение мощности может повлиять на безопасность управления автомобилем.
Такая замена потребует повторной сертификации авто и получения разрешения на его эксплуатацию на дорогах. В противном случае внести изменения в регистрационные документы и поставить ТС на учет в ГИБДД не получится.
Устанавливать другой мотор в машину самостоятельно или с помощью мастеров на ближайшей СТО запрещено. Проверять качество силового агрегата перед заменой и монтировать его в автомобиль необходимо в сервис-центре, который имеет документы на право переоборудования транспортного средства.
Перед заменой двигателя на авто следует запросить у компании-исполнителя копию этого документа и удостовериться в его подлинности.
Во избежание проблем с новым ДВС при его покупке лучше сразу искать продавца, который оказывает комплексные услуги: продает мотор и устанавливает его вместо старого. Это дает несколько преимуществ:
- Услуга «под ключ» стоит дешевле затрат на покупку и оплату работы мастеров, которые занимаются монтажом;
- При обращении в такую организацию можно получить гарантию, что ее специалисты подберут совместимый мотор;
- Исполнитель берет на себя монтаж, поэтому самостоятельно устраняет все нестыковки и проблемы, которые могут возникнуть во время выполнения этой задачи.
Кроме того, надежные компании всегда дают гарантию в течение нескольких месяцев (или километров пробега). Если во время «обкатки» владелец обнаружит проблемы с мотором, выявленные недостатки исполнитель устраняет за свой счет.
При установке штатного мотора с пробегом эксплуатировать машину можно без каких-либо изменений. Водителю нужно соблюдать рекомендации относительно типа заливаемого топлива, своевременно менять масло и использовать смазочные материалы с нужными характеристиками.
Если в авто установлен более мощный силовой агрегат, возможны сложности с его охлаждением. Первое время нужно следить за температурой по приборной панели и не перегружать автомобиль в жаркую погоду.
Когда владелец поставил новый ДВС, лучше руководствоваться правилами обкатки для нового мотора. Они включают в себя такие пункты:
- Первые 2–3 тыс. км пробега не превышать обороты в 3000 об./мин;
- Избегать езды с максимальной скоростью;
- Плавно набирать скорость со старта и равномерно переключать передачи ручной коробкой передач;
- Избегать буксировки авто или прицепа, езды по дорогам без покрытий;
Также рекомендуется заменить масло после 3 тыс. км пробега, чтобы удалить из внутренних полостей выработку и микроскопический мусор, который мог там оказаться при производстве.
Если вместо штатного ДВС собственник установил мотор с другими характеристиками, его необходимо легализовать согласно действующей процедуре. Ранее оформление замены двигателя было сложным. При любой замене приходилось предоставлять техническую документацию на мотор и получать одобрение на внесение изменений в его конструкцию.
Нужно ли регистрировать замену двигателя в 2024 году? С момента принятия закона 283–ФЗ процедура стала проще. Согласно статье 52, если замена не привела к изменениям в конструкции машины, инспектор просто осматривает автомобиль и вносит необходимые данные в реестр. Этому правилу соответствуют новые и подержанные силовые агрегаты того же объема, веса и мощности. Проходить сертификацию и переоформлять регистрационные документы не понадобится.
Более того, оформление замены двигателя в ГАИ можно отложить до момента продажи машины на вторичном рынке. Эту процедуру можно совместить с переоформлением регистрационных документов на нового собственника. Для этого достаточно предоставить обычный пакет документации:
- заявление;
- полис ОСАГО;
- СТС и ПТС;
- договор купли продажи;
- водительское удостоверение;
- паспорт.
При переоформлении права собственности инспектор внесет в базу данных новый номер мотора, выдаст ПТС и СТС с новыми данными и пометкой об установке другого ДВС.
Обратите внимание, что согласно п. 6 ст. 15 Закона 283–ФЗ представители ГИБДД не должны требовать документов, подтверждающих правомерность приобретения мотора. Но инспектор может запросить копию документов на импорт агрегата. Например, таможенную декларацию. Как правило, это не будет проблемой, нужный пакет документации предоставляют сервис-центры, которые берут на себя замену мотора.
При оформлении специалист имеет право проверить мотор в базе данных, где указаны угнанные и разыскиваемые машины. Покупатель может обезопасить себя от претензий со стороны правоохранительных органов, предоставив договор купли-продажи и/или кассовый чек, оформленный при приобретении.
Если при установке нового ДВС изменилась хотя бы одна из указанных в ПТС характеристик авто, регистрация замены двигателя в ГИБДД в 2024 году будет намного сложнее. Причем начинать оформление нужно до самой установки мотора в сервис-центре.
На первом этапе владелец должен получить заключение технической экспертизы. Она подтверждает, что двигатель конкретной модели можно поставить на определенный автомобиль. В каждом регионе России есть экспертные организации, которые имеют право оказывать подобные услуги. Их список можно найти на сайте Федеральной службы по аккредитации.
Для прохождения экспертизы собственник предоставляет:
- Заявление;
- Личный паспорт;
- ПТС и СТС;
- Документы, подтверждающие право собственности на купленный мотор;
- Техническое описание машины с указанием того, какие изменения владелец собирается внести в ее конструкцию;
- Техническая документация на модернизацию: описание инженерных решений, расчеты, чертежи (не обязательно).
Эксперты могут подтвердить переделку или отказать в установке мотора в автомобиль. Оба решения экспертная комиссия оформляет письменно с обоснованием своего мнения.
При положительном ответе также возможны два варианта:
- Установка мотора не изменяет конструкции автомобиля. В этом случае данные нужно просто внести в ПТС по описанной выше процедуре.
- Конструкция машины меняется при монтаже конкретного ДВС. В заключении укажут перечень работ и конструктивных изменений, которые гарантируют безопасную эксплуатацию транспортного средства.
Также эксперты выдают сертификат соответствия на двигатель, если заказать его в заявлении. Отдельно специалисты указывают квалификацию сотрудников, которые могут переделывать автомобиль. Заключение оформляется на конкретную машину, в нем указывают ее VIN-номер, а сам документ вносят в реестр.
После завершения экспертизы и получения положительного ответа собственник оформляет разрешение на изменение конструкции транспортного средства. Его можно заказать в электронной форме через портал Госуслуги или в подразделении ГИБДД. Для этого необходимы:
- паспорт собственника;
- ПТС и СТС;
- заключение экспертизы.
Инспекция по безопасности дорожного движения дает ответ в течение 3 рабочих дней. Отказ в модернизации инспекторы должны письменно мотивировать.
После получения документа в ГИБДД можно обращаться в сертифицированный сервисный центр, который имеет право устанавливать двигатели на автомобили. В нем должны работать мастера, квалификация которых соответствует указанной в экспертном заключении.
Работники компании по обслуживанию авто монтируют мотор и выдают заказчику акт выполненных работ, а также заявление-декларацию. В этом документе описывают все изменения, внесенные в конструкцию машины. Они должны совпадать с изложенными в заключении экспертизы.
Если эксперты указывали в акте список работ, которые владелец может провести самостоятельно, он может составить дополнительную декларацию сам. Форма этого документа приведена ГОСТ 33995–2016.
Собранные декларации и акт выполненных работ собственник или его представитель передает в экспертную организацию, которая давала заключение на возможность переоборудования. Туда же он привозит автомобиль. Причем делать это можно только на эвакуаторе, так как формально авто пока нельзя использовать на дорогах.
Эксперты идентифицируют внесенные изменения, проводят экспертизу и дают заключение о том, что машину можно эксплуатировать без риска для других участников движения. Также в документе они отразят, что машина после доработок соответствует принятому в России техническому регламенту.
На этом этапе специалисты могут обнаружить недостатки и составить список доработок, которые придется внести. После этого можно привозить транспортное средство для повторной проверки.
Далее владелец обращается в пункт технического осмотра машин, предоставляет сотруднику экспертное заключение и составленные декларации. Оператор осматривает авто с учетом внесенных и подтвержденных документами изменений, выдает диагностическую карту.
Только после этого происходит окончательное оформление замены двигателя в ГАИ. Собственник доставляет туда автомобиль для осмотра инспектором, дает ПТС и СТС, квитанцию об уплате госпошлины и дополнительные документы:
- предварительное заключение экспертов;
- окончательная экспертиза после модернизации;
- сертификат соответствия на установленный силовой агрегат;
- декларацию от сервисного центра;
- копию сертификата, подтверждающего право СЦ модернизировать машины;
- диагностическую карту со станции техосмотра.
Специалист проверяет правильность составления документов и их подлинность, сверяет указанные сведения с реальными изменениями в конструкции авто, делает новый паспорт транспортного средства и СТС.
Документальное оформление замены двигателя потребует таких затрат:
- оплата за оформление СТС — 500 руб.;
- плата за внесение новых сведений в ПТС — 350 руб.;
- стоимость оформления нового ПТС — 800 руб.;
- затраты на регистрационные операции — зависит от субъекта федерации.
Но в эту сумму нужно включить затраты на оплату работы экспертной организации, сертификацию, технический осмотр. Точно спрогнозировать бюджет невозможно из-за разной стоимости услуг у различных компаний.
Эксплуатация автомобиля с измененными техническими характеристиками без регистрации в контролирующих органах влечет за собой административную ответственность. Санкции статей действующего кодекса предусматривают такие наказания:
- штраф 800 рублей;
- отмена регистрации автомобиля;
- введение ограничений на регистрационные действия в отношении транспортного средства на неустановленный срок.
В случае выявления нарушения владелец может лишиться права использования авто, не сможет продать его или передать право собственности другим образом.
- Замена двигателя при сохранении характеристик машины не требует регистрации. Причем это правило действует для новых ДВС и агрегатов с пробегом;
- Регистрация нужна только в том случае, если мощность, объем или вес мотора отличаются от штатного, либо для его установки нужно вносить дополнительные изменения в конструкцию авто.
- Для оформления учетных документов придется пройти долгую процедуру, которая начинается с предварительной технической экспертизы.
- Менять ДВС у машины могут только в специальных сервисных центрах, которые имеют сертификаты на этот вид работы.