Прошлый год оказался успешным для российских продавцов легковых автомобилей во-многом из-за серьезной стагнации, произошедшей в 2022. В течение 12 месяцев россияне купили более 1 млн. машин. Прогнозы авторынка в 2024 году в России говорят о том, что эта отметка может быть повышена на 50%.
Но при этом нужно учитывать ожидаемый рост цен и экспансию производителей из Китая. Разберемся подробнее, что ждет авторынок в России в 2024 году и какие тенденции сохранятся в течение ближайших месяцев.
В течение 2023 года легковые автомобили в РФ продавались намного лучше, чем в предыдущем отчетном периоде. Количество реализованных транспортных средств превысило 1 млн штук, рост составил 69%. Но этот результат был достигнут во-многом из-за серьезного спада ранее. Причем ему далеко до рекордных показателей, которые были зафиксированы в 2012 году. Тогда дилерам удалось реализовать почти 3 млн машин.
Увеличение продаж вызвано постепенным преодолением дефицита авто, вызванным уходом из страны крупнейших европейских и японских автопроизводителей. В 2023 году потребители постепенно выходили из «ступора», разочаровавшись в параллельном импорте и обратив внимание на альтернативные варианты ТС из Китая.
Причем росту не помешало даже сильное подорожание новых и подержанных ТС. Согласно оценке аналитиков Авто.Ру средняя стоимость проданных машин увеличилась до 2,2 млн рублей для подержанных авто и до 3,7 — для новых, что в процентах составляет 28% и 17,3% соответственно.
Каковы перспективы авторынка в России на 2024 год с точки зрения изменения цены. Разберемся в этом далее.
За минувшие два года список реализуемых автомобилей кардинально поменялся. Все новые европейские и японские авто, ввезенные до февраля 2022 года, были реализованы. Освободившееся место заполнили и продолжают заполнять китайские машины. Если в 2022 году дилеры продавали только 9%, китайцев, то в 2023 году этот показатель составил уже 60%.
Увеличение цен на личный транспорт было и остается сдерживающим фактором, который мешает дальнейшему росту. Причем нет никаких оснований считать, что этот тренд сменит направление в ближайшем будущем. Если ориентироваться на уровень 2014 года, то рост составил более 300%
Новинки авторынка России на 2024 год и машины, которые ранее были популярны среди покупателей, уже подорожали в дилерских центрах. Увеличение составило около 10% в любых сегментах от эконом до премиум. Это может быть связано с желанием продавцов стабилизировать цены с учетом колеблющегося курса иностранных валют относительно рубля.
Цены увеличилась не только на импортные машины. Российский производитель также не остался в стороне от тренда и повысит стоимость Lada Niva Legend на 100 тыс., а Niva Travel 2024 — на 26 тыс. рублей.
На дальнейшее удорожание влияют несколько факторов:
- Рост ключевой ставки Центробанка;
- Повышение утилизационного сбора;
- Проблемы с импортом машин и прохождением таможенных процедур;
- Дефицит новых авто на местном рынке.
Частично остановить рост цен могут новинки авторынка 2024 года в России, поставленные из Китая. Новые бренды будут бороться за кошелек потребителей, в том числе и с помощью ценовых инструментов. Как сообщают некоторые автодилеры, скидки составят от 100 до 200 тыс. руб., а для некоторых моделей достигнут 0,5 млн рублей.
Такое снижение стало возможным благодаря поддержке производителей, которые стремятся увеличить известность своей торговой марки. Этот подход приносит свои плоды. Рост продаж составил до 10% в зависимости от региона.
Еще один тренд авторынка России 2024 — увеличение количества дилерских центров китайских брендов. Благодаря этому у потребителя появляется больший выбор машин, в страну завозят много новинок, которые выигрывают за счет дизайна и технологичности.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что крах авторынка в России в 2024 году откладывается. Дилеры собираются реализовать до 1,5 млн машин. Продажи снизятся только в том случае, если сбудется самый пессимистичный прогноз «Автостат». В этом случае падение составит около 10%. Но если «сработает» оптимистичный сценарий — рост достигнет 35%.
На практике все зависит от ценообразования производителей китайских и российских автомобилей, которые сейчас доминируют на рынке. Количество европейских и японских авто минимально и его можно не принимать во внимание.
Ожидать снижения цен можно уже в этом году. Но все зависит от поставщиков, которые будут предлагать льготные программы для дилеров и конечных покупателей, а также от курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Сейчас же эксперты наблюдают быстрое повышение спроса на авто с пробегом. Новые машины продолжают оставаться востребованными, так как количество желающих их приобрести пока больше предложения.