Что будет если перелить масло в двигатель

Что будет если перелить масло в двигатель

Большинство автовладельцев беспокоятся только о том, чтобы уровень смазочной жидкости в ДВС не опускался ниже минимальной отметки. Но они не думают, что будет, если перелить масло в двигатель. Его избыток не менее негативно сказывается на работе силового агрегата, чем недостаток.

Разберемся подробнее, каким образом можно залить масло выше уровня, что произойдет в этом случае и как выйти из ситуации.

Возможные риски, если уровень масла немного выше максимума

Во время изучения устройства автомобиля в автошколах преподаватели заостряют внимание на контроле минимального уровня масла. Но производители указывают на щупе и максимальную отметку. Смазочная жидкость должна находиться между ними, не отклоняясь ни в меньшую, ни в большую сторону. 

Последствия перелива масла в двигатель так же неприятны, как и его недостаток. Они зависят от нескольких факторов:

  • Количество избыточной смазки, которое попало внутрь при заливании через горловину;
  • Конструктивные особенности установленного на машине двигателя. 

Большинство автомобильных компаний разрабатывают моторы с расчетом на превышение максимального уровня масла. Это не приведет к повреждению внутренних узлов и деталей. Проблема возникает только в том случае, если перелить масло в двигатель в большом количестве. Лучше вообще не запускать ДВС, а сразу слить часть смазочной жидкости.

Разберем, чем грозит перелив масла в двигатель. В этом случае весь лишний объем будет циркулировать по силовому агрегату с помощью масляных насосов. Но мотор проектируется так, чтобы смазки было достаточно для всех подвижных элементов и подшипников с учетом объема цилиндров.

Проектные нагрузки на ДВС

При создании силового агрегата инженеры разрабатывают конструкцию с учетом определенного давления и скорости движения масла в системе. В этом случае она будет выполнять сразу несколько задач:

  • уменьшение трения между подвижными деталями;
  • очистка поверхности от загрязнений;
  • отвод тепла от нагретых поверхностей.

В процессе проектирования также учитывается предполагаемая вязкость и другие параметры смазывающего вещества. Автомобильные заводы указывают в технической документации подходящие варианты. Если нарушить это требование, масло будет подгорать, нагреваясь от горячих элементов мотора. И со временем полностью выгорит.

Для хранения смазки предназначен масляный поддон, который располагается под коленчатым валом. Его форма и размеры подобраны так, чтобы вмещать строго отмеренное количество жидкости. Если водитель не перелил масло в двигатель, его уровень будет таким, чтобы исключить попадание излишков на вращающиеся детали.

Также важную роль играет масляный насос. Он всасывает жидкость в систему через маслоприемник, который должен быть погружен в масло. В противном случае возможно попадание воздуха в маслопроводы.

Нарушение теплообмена

Последствия уровня масла в двигателе выше нормы скажутся на состоянии масляного радиатора, фильтра и подшипников. Перелив, когда при проверке щупом уровень находится выше отметки MAX, приводит к увеличению тепловой нагрузки на них. Вязкая жидкость в масляном поддоне уже не успевает рассеять тепловую энергию из-за превышения проектного объема.

Во время длительной езды ДВС продолжает нагреваться, но не отдает тепло маслу в соответствии с задумкой производителя. В результате полностью нарушается режим теплообмена, что негативно сказывается на силовом агрегате в целом.

Повышенное сопротивление вращению

Рядом с поддоном над смазывающей жидкостью располагается коленчатый вал. Согласно схеме работы двигателя он должен немного взаимодействовать с маслом. Но этот процесс напрямую зависит от его уровня.

Зазор между коленвалом и поверхностью смазки достаточно большой, поэтому незначительных перелив компенсируется. В зависимости от конструкции он составляет от 3,17 до 3,81 см. Но он недостаточен для того, чтобы «выдержать» сильное превышение объема. В этом случае на вращающийся элемент будут попадать излишки, что затруднит его движение.

В результате часть мощности ДВС будет тратить на преодоление этого незапланированного сопротивления. Придется давить на педаль газа сильнее, что увеличит расход топлива и износ мотора. Если в двигателе масла больше уровня, как минимум это приведет к повышенному расходу на покупку бензина и текущий ремонт.

Проблемы с фильтром и прокладками

Дополнительная проблема связана с использованием масляного фильтра. Особенности в следующем:

  • Если залить большой объем смазывающей жидкости, фильтрующий элемент будет испытывать сильную нагрузку. Это не предусмотрено производителем запчастей.
  • Высокая нагрузка приведет к потере фильтрующих свойств раньше, чем рассчитал производитель. Придется чаще делать ТО.

Попадание масла на коленвал вызывает повышение давления в картере. Уплотнители и сальники не рассчитаны на такие значения, поэтому будут пропускать смазывающую жидкость и быстрее выйдут из строя. Потеря герметичности влечет за собой расход масла, загрязнению подкапотного пространства.

Вентиляция картера

Контакт с горячими поверхностями приводит к частичному испарению жидкости и образованию масляного тумана. Это нормальное явление для исправного двигателя, если количество взвеси во внутренних полостях соответствует проектному. При переполнении масляной системы туман станет более густым, чем запланировано. Мотор будет работать не в том режиме и быстрее выйдет из строя.

Конструкцией двигателя внутреннего сгорания предусмотрена вентиляция картера. Она нужна для выделения из смазывающего вещества газов, которые попадают в него при сгорании топлива и просачиваются в картер.

В новом автомобиле этот процесс протекает с нужной скоростью. Но при переливе и по мере увеличения пробега система вентиляции теряет производительность. В результате сепарация происходит медленнее, а масло постепенно теряет смазывающие свойства.

Некоторые модели оснащены системой отвода картерных газов. В описываемом случае они будут загрязнены маслом, что приведет к попаданию опасных загрязняющих веществ в атмосферу. Автомобиль станет менее экологичным и не будет соответствовать действующим стандартам в сфере охраны природы.

Если картер в машине имеет закрытую систему вентиляции, то газ направляется во впускной коллектор. При этом для очистки масла используется масляный фильтр. Перелив в этом случае станет причиной увеличения количества масляного тумана, что загрязняет фильтрующий элемент раньше запланированного срока.

Проблема состоит в том, что мелкодисперсная взвесь все равно будет попадать во впускной контур. Его компоненты будут негативно влиять на интеркулер, трубы турбонагнетателя мотора. В случае с дизельным мотором произойдет накопление сажи в клапане EGR во впускной системе. Результатом будет черный дым из выхлопной трубы, который появляется при сгорании частиц смазки.

Дополнительный минус — негативное влияние на седла клапанов из-за накопления на них сажи. Также части масла могут попасть в катализатор и вывести его из строя.

Нельзя забывать и о лишних деньгах, которые владельцу машины придется потратить на покупку расходников для очередного ТО.

Зная, что будет если перелить масло, лучше не рисковать и не заливать его выше отметки MAX. Но не стоит бояться и небольшого превышения. Такие случаи предусмотрены производителем, для чего они оставляют достаточное расстояние между уровнем жидкости в поддоне и вращающимся коленчатым валом мотора.

Перелил масло в двигатель.jpg

Почему случается перелив

Надежность и экономичность работы силового агрегата автомобиля напрямую зависят от качества и количества смазывающего вещества. Но большую часть водителей не беспокоят последствия перелива масла в двигатель. Они больше следят за тем, чтобы его уровень не опускался ниже минимальной риски на щупе. Некоторые вообще задумываются о проблеме только в том случае, если на приборной панели или бортовом компьютере появился соответствующий предупреждающий сигнал.

С недостатком смазывающей жидкости ситуация ясна. Уровень опускается в случае протечек смазывающих контуров и «подъедании» масла мотором. С избытком все сложнее. Далеко не всем ясно, как может произойти перелив масла в двигатель. 

Существует три варианта:

  • Случайный. При самостоятельной замене смазки во время ТО автовладельцы часто ориентируются на паспортный объем. Его указывает производитель в технической документации. Но они забывают о несмываемом остатке на различных поверхностях. Количество такого масла иногда достигает 0,5 л и увеличивается, если сливать старую жидкость с холодного двигателя. В результате получается, что в горловину водитель заливает больше смазки, чем необходимо.
  • Осознанный. Некоторые водители считают, что избыток не вредит мотору, а наоборот — снижает трение между подвижными деталями. Они руководствуются принципом «маслом каши не испортишь», а излишки все равно испарятся. Но масло выше уровня в двигателе не приносит пользы. Наоборот, из-за этого уменьшается срок службы мотора, а сам он начинает работать хуже.
  • Ошибочный. Еще один часто встречающийся случай — долив масла в ситуации, когда машина стоит под углом на горке или ее мотор еще не остыл. В этом случае при проверке уровня с помощью щупа может показать низкий уровень, хотя смазки залито уже достаточно.

Обратите внимание, что отдельного сигнала о превышении уровня масла в моторе на бортовом компьютере или приборной панели не предусмотрено. Владелец может обнаружить его только при контроле с помощью щупа. Либо в случае появления внешних симптомов избыточного количества смазки в ДВС.

Симптомы «передозировки»

Первым признаком перелива является течь масла. Она появляется практически сразу, если количество перелитой смазки составляет 1 л и более. Ее излишки начинают вытекать через уплотнительные элементы и резиновые сальники. Подтеки видны на частях мотора под капотом. Иногда проявляются в виде капель под днищем в гараже или на стоянке.

Другие внешние признаки заметить сложнее:

  • потеря мощности;
  • увеличенный расход топлива;
  • высокая температура мотора.

Сложность в том, что такие симптомы могут свидетельствовать и о других поломках. Лучшим способом контроля смазывающей жидкости в силовом агрегате остается традиционный щуп.

Какой объем масла допускается перелить

Наиболее важным для водителя является вопрос, что будет, если перелил масло в двигатель. Ответ на него зависит от объема излишков. Если поверхность смазывающей жидкости в картере поднялась на 5 мм относительно нормального уровня, ущерба это не нанесет. В худшем случае произойдет небольшое падение мощности и ухудшение динамики расхода.

При превышении на 1 см ситуация становится серьезнее. Лишнее количество смазки все равно будет «съедено» двигателем через 1-2 тыс. км пробега. Но часть масла все равно оседает на маслосъемных кольцах на поршнях, а некоторое его количество сгорит и отложиться в виде сажи с нагаром на других элементах силового агрегата. Убедиться в проблеме несложно. Достаточно открутить свечи и обнаружить жирный налет на контактах.

Наиболее опасной ситуация становится, если перелив масла в двигатель составляет более 10 мм от максимальной отметки. В этом случае коленвал будет погружаться в смазку и при вращении взбивать ее в пену. Его части разбрызгиваются по стенкам камеры, образуется кавитационный эффект.

Результатом будут такие проблемы:

  • густой черный дым из выхлопной системы;
  • загрязнение свечей зажигания;
  • выход из строя сальников;
  • ухудшение качества работы катализатора для очистки выхлопных газов;
  • сложности с запуском ДВС;
  • образование налета в поршневой группе;
  • увеличение токсичности выхлопных газов;
  • повышенный расход топлива.

Продолжение эксплуатации машины в таком режиме приводит к накоплению продуктов горения и другим неприятностям, которые могут полностью вывести мотор из строя. Придется посещать станцию техобслуживания для диагностики причины проблемы и устранения выявленных поломок.

Производители точно рассчитывают необходимый объем смазки. Лучшим для мотора является количество, указанное в технической документации к автомобилю. Заливать меньше или больше допустимого уровня не рекомендуется. Оба варианта вызывают ухудшение работы ДВС.

Водитель не просто потратит больше денег на масло. В будущем ему придется платить за покупку новых свечей, промывку мотора, замену сальников и уплотнителей. Проблемой будет и грязное подкапотное пространство, так как его забрызгает смазкой.

Каким образом вернуть уровень в норму

Для предотвращения негативных последствий, связанных с избытком смазывающей жидкости в моторе, необходимо удалить из него излишки. Разберемся, как слить лишнее масло с двигателя. Есть несколько способов.

  1. Через заливную горловину.
  2. Слить часть смазки можно через отверстие в верхней части мотора, которое служит для ее заливания. Для решения этой задачи лучше использовать вакуумный насос. Но такое приспособление есть далеко не у всех. В качестве замены подойдет шприц большого объема и трубка с капельницы.

    Необходимо надеть гибкий шланг на кончик шприца без иголки. Чем больший по размеру инструмент взять, тем меньше циклов «откачивания» придется делать.

    Далее следует погрузить трубку в горловину и выдвинуть поршень шприца. Он создаст вакуум, благодаря которому часть масла всосется в импровизированный вакуумный насос. После завершения этой операции необходимо убедиться, что в моторе осталось достаточно смазки. Для этого следует проверить уровень с помощью щупа.

  3. Через сливное отверстие.
  4. Во избежание слива всей смазки необходимо открутить болт на несколько миллиметров. Из отверстия начнет капать масло, чего достаточно для устранения перелива. Важно действовать аккуратно, чтобы слить только требуемый объем. Если выльется все, придется заливать жидкость обратно.

    Вторая сложность этого способа в том, что действия совершаются под днищем автомобиля. Удалить излишки масла через сливное отверстие можно только в яме в гараже, на ремонтной эстакаде или подъемнике.

Попадание антифриза в картер

Для работы мотора важно, чтобы уровень масла находится на нужном уровне без отклонений. Проблема возникает в случае, если водитель обнаружил увеличение количества смазывающей жидкости «само по себе». Это связано с попаданием в смазывающий контур антифриза.

При обнаружении такой ситуации следует как можно быстрее приехать на СТО для обнаружения причины неисправности и ее устранения.

Как предотвратить проблему

Если перелил масло в двигатель, необходимо удалить излишки и ездить на автомобиле без опасений его поломки. Во избежание появления подобных ситуаций в будущем, придерживайтесь следующих правил:

  • При заливании масла во время его замены следует строго контролировать уровень, не отвлекаясь на другие задачи.
  • При заправке смазывающей жидкости лучше заранее отмерить нужный объем согласно техдокументации.
  • Заливку лучше разбить на несколько этапов и добавлять масло небольшими порциями. Параллельно следует проверять его количество с помощью щупа.
  • После заправки нужно запустить ДВС и дождаться момента, когда сигнал низкого давления масла погаснет.

После работы мотора в течение нескольких минут (прогрева) следует еще раз проконтролировать залитый объем щупом.

Заключение

Уровень масла выше максимума так же опасен, как его недостаток. При обнаружении проблемы рекомендуется вручную слить излишки, восстановив нормальную работу мотора. Но лучший способ избежать неприятностей — пользоваться услугами сервисных центров для проведения ТО. В этом случае водитель будет уверен, что в ДВС его автомобиля смазывающая жидкость залита согласно рекомендациям производителя машины.

Поделитесь