Выбираем лампы головного света

Выбираем лампы головного света

Качество головного света автомобиля напрямую влияет на безопасность езды и комфорт всех участников дорожного движения. Производители не всегда ставят в передние фары лампы, которые излучают яркий световой поток в нужной цветовой температуре. В результате владельцы авто испытывают сложности во время движения в темное время суток.

Такой недостаток автомобиля легко исправить путем замены ламп головного света. Но для этого нужно знать, какие модели подходят к марке вашего авто. Разберем основные критерии, которые помогут сделать правильный выбор.

Зачем менять штатные лампы

Большая часть территории нашей страны находится в умеренных и северных широтах. Для них характерны не самые лучшие погодные условия, а также раннее наступление темноты в период с осени по весну. Одним из главных факторов, которые обеспечивают безопасную езду, является яркий ближний и дальний свет автомобиля.

Производители транспортных средств устанавливают лампы, которые не всегда соответствуют потребностям наших водителей. Дорожное покрытие не часто очищают от снега и грязи, что снижает его видимость в световом потоке. Кроме того, межгородские и межрегиональные дороги, в отличие от европейских, абсолютно не освещены. Вследствие этого штатной оптики часто бывает недостаточно.

Ну и последний фактор — эстетическая составляющая. Согласитесь, яркие лампы в автомобиле с выбранной цветовой температурой выделяют машину на фоне других транспортных средств и на дороге и на парковке.

Разновидности автомобильных ламп

Производители осветительного оборудования предлагают три вида источников света. Самыми старыми являются галогеновые лампы накаливания, более современными можно назвать изделия с ксеноном. Наиболее новый и эффективный источник света — светодиоды.

Перед выбором водитель должен учитывать, что главным критерием при выборе является тип фар и ламп, которые предусмотрены производителем. Если оптика оснащена ксеноном или биксеноном, не стоит торопиться и устанавливать светодиоды. Возможно, имеет смысл улучшить характеристики света путем выбора более мощных ламп.

Переделывать фары рекомендуется только в том случае, если они очень плохо освещают дорогу и не позволяют безопасно водить автомобиль в городе и за его пределами. Тем более что серьезная переделка будет стоить дороже, чем простая замена ламп.

Разберем существующие типы источников света подробнее.

Галогеновые лампы

Они считаются морально устаревшими, светят не слишком хорошо и быстро выходят из строя. В большинстве случаев они стоят на автомобилях прошлых годов выпуска, бюджетных транспортных средствах и в недорогих моделях с минимальной комплектацией. Все новые машины с завода идут с ксеноном или светодиодами.

У галогеновых ламп есть единственное преимущество — низкая стоимость. Но они не способны ярко осветить дорогу, особенно в сложных погодных условиях. Кроме того, из-за особенностей светового потока эти источники света хуже подсвечивают разметку, дорожные знаки и указатели, обочину и препятствия.

Даже низкая стоимость сейчас не может служить основанием для покупки. Само изделие стоит в 2-3 раза меньше ксеноновой или светодиодной модели. Но срок эксплуатации у лампы намного ниже. Она быстро перегорает из-за вибрации и температурных колебаний. Вследствие этого менять их приходится очень часто. Экономия на приобретении сводится к нулю из-за необходимости постоянной замены.

В ксеноновой лампе нет нити накаливания. Она меньше подвержена поломкам из-за вибрации. Срок ее службы в 2-3 раза больше, чем галогенной. Если говорить о светодиодных, то их вовсе вряд ли придется заменять в течение всего времени эксплуатации авто.

У устройств рассматриваемого типа есть еще она особенность. Они излучают световой поток в теплом спектре (желтого окраса). В случае с ксеноновыми добиться такого оттенка невозможно.

Из-за этого галогеновые лампы часто применяются в таких сферах:

  1. В противотуманках. Они должны излучать световой поток в широком секторе вдоль дорожного покрытия. «Теплый» свет справляется с этой задачей намного лучше. Аналогом могут служить светодиоды, но их чаще применяют в качестве ДХО — дневных ходовых огней.
  2. В дальнем свете. Световой поток в теплом спектре лучше освещает дорогу в плохих погодных условиях, когда на улице идет дождь или мелкий снег. В случае использования ксенона картинка перед глазами водителя может частично искажаться.
  3. В световых приборах специальной техники. Человеческий глаз лучше воспринимает освещение в теплом спектре, так как оно не оказывает раздражающего воздействия на глаза. Галогеновые лампы часто ставят в прожекторах, которые освещают место проведения работ экскаваторщиками, крановщиками, асфальтоукладчиками и т. п.
  4. В дополнительной оптике внедорожников. Галогеновые прожекторы также предпочитают использовать любители езды по бездорожью.

Обратите внимание, что светодиоды, в отличие от ксенона, могут светить в холодном, нейтральном и теплом спектре. Поэтому именно они сейчас постепенно заменяют все источники света в автомобильной промышленности.

Ксеноновые лампы

Такие источники света лучше освещают дорогу в любых погодных условиях. Они хорошо переносят внешние воздействия и имеют больший срок эксплуатации. Благодаря особенностям конструкции потребляют меньше электричества, чем снижают нагрузку на генератор автомобиля.

У них есть один большой недостаток — установить ксенон можно только в том случае, если головная оптика авто адаптирована под него. Для их работы необходима особая линза и отражатели, которые создают световой пучок нужной формы и направляют его на дорожное полотно. Если установить ксенон в обычные фары (без учета блоков розжига и другой электроники), они будут слепить других участников дорожного движения.

Замена галогеновых ламп на ксеноновые в необорудованном для этого авто будет стоить очень дорого. Придется покупать:

  • лампы с модулем их розжига;
  • линзы для ксенона;
  • омыватели для головной оптики;
  • услуги по гравировке стекла или наклейки для формирования светового пучка.

Если в автомобиле уже установлен ксенон с завода, можно купить одни лампы с подходящим цоколем и установить их вместо штатных. Но их нельзя назвать оптимальным вариантом на все случаи жизни.

Наиболее эффективны ксеноновые лампы в таких случаях:

  1. В ближнем свете фар. Если правильно заменить лампы, они будут хорошо освещать пространство перед автомобилем во время езды в городе и за его пределами. Придется потратить крупную сумму на замену, но в последующем такая оптика не требует ухода. Срок службы источников света практически неограничен.
  2. В фонаре заднего света. Можно освещать пространство за автомобилем во время движения задним ходом и сигнализировать автомобилистам об опасности.

Но существует еще один вариант, который сейчас заменяет все другие модели на рынке.

Светодиодные лампы

Самый современный вариант — лампы на основе светодиодов. Это твердотельные источники света, которые излучают световой поток при пропускании через них электрического тока.

Существует два типа автомобильной оптики:

  • Набор светодиодов на плате. Устанавливается для освещения салона или багажника, в качестве дневных ходовых огней, как дополнительная оптика на крышу внедорожника. Они не излучают направленный световой поток, поэтому не могут использоваться в фарах ближнего и дальнего света.
  • Светодиоды внутри лампы, которая вставляется в штатный цоколь. В этом случае они излучают мощный поток света, который линзы и отражатели направляют в нужную сторону. Дополнительно в корпус встроены радиаторы охлаждения и, иногда, вентиляторы для отвода лишнего тепла. Также в лампе есть драйвер, управляющий светодиодами. Блока розжига, как в случае с ксеноном, не требуется.

Светодиодные лампы стоят дороже галогенов, но дешевле ксеноновых. Особенно с учетом дополнительного оборудования, которое необходимо для работы последних. Помимо экономии на покупке, владелец авто получает дополнительные преимущества:

  • Они устанавливаются в штатную оптику для галогенных ламп без доработки. Не нужно переделывать рассеиватель и ставить блок розжига.
  • Лампы потребляют минимум электричества. Во время работы они не создают дополнительной нагрузки на генератор или не разряжают аккумулятор.
  • Источники света имеют большой срок службы. Они могут светиться до 50 тыс. часов непрерывно. Замена в большинстве случаев производится только при их повреждении, так как перегорание практически невозможно.

Лампы на основе светодиодов можно смело называть универсальными. Они подходят практически для всех видов фар и светильников в машине:

  • Ближний свет. Светодиодные лампы намного эффективнее галогенных. Некоторые автомобилисты считают их менее качественными, чем ксеноновые. Но это утверждение спорно. Их установка дешевле замены на ксенон, они не требуют тщательной очистки рассеивателя для нормального свечения в непогоду.
  • Дальний свет. Светодиодные фары могут светить в нейтральном и теплом спектре. Они подходят для освещения дороги на большем расстоянии от автомобиля. Кроме того, рассматриваемые модели меньше нагреваются и имеют хорошую энергоэффективность.
  • Габаритные огни. Светодиодные лампы с типовым цоколем можно поставить вместо габаритных, стоп-сигналов, лампы дальнего света. Также путем небольшой переделки машину легко оснастить дневными ходовыми огнями.
  • Противотуманные фары. Светодиоды в них устанавливают для обозначения габаритов автомобиля, что повышает безопасность езды в туман. Они не нагревают рассеиватель, имеют намного больший срок службы, есть возможность выбирать цветовую температуру.

При приобретении ламп для автомобиля нужно учитывать не только их тип, но и несколько дополнительных особенностей.

Разновидности ламп по их характеристикам

Устанавливать источник света в фары можно только в том случае, если он совместим с ними по основным параметрам. Остановимся на наиболее важных критериях.

Цоколь или маркировка ECE

Если неправильно подобрать цоколь лампы, установить ее в фару автомобиля не получится. Она просто не подойдет под имеющийся там разъем. Выбирать нужно на основе технической документации автомобиля. Например, если производитель указал в документах стандарт H7, то установить вместо них H4 не получится. Не совпадут ни размер, ни способ фиксации. Более того, лампа просто не поместится в корпус фары из-за своих размеров и формы.

Для определения типа цоколя автолампы можно воспользоваться справочником запчастей для автомобиля или вынуть перегоревший источник света и посмотреть маркировку на корпусе. Также эту информацию легко уточнить у автодилера или в специализированном сервисном центре по обслуживанию авто.

Ранее каждый производитель обозначал цоколи так, как ему удобно. Позже форму посадочного узла источника света стандартизирован и закрепили в документе IEC-EN 60061-1. В нашей стране действует также ГОСТ с номером 2023.1-88.

В транспортных средствах устанавливаются такие виды ламп:

  • Резьбовые. Для монтажа их нужно ввинтить в патрон. Маркируются литерой «Е». Этот способ появился раньше других. Сейчас обозначается одинаково и в международных, и в российских регламентирующих документах.
  • Штифтовые. В их конструкции предусмотрен один или несколько штифтов. Маркируются русской буквой «Ш» или английской литерой «В» (от «байонет»). По бокам корпуса расположены штифты, которые позволяют ввинтить лампу и зафиксировать ее в фаре. Чаще всего используются два или три контакта.
  • Фокусирующие. Маркируются литерой «Р». После нее обычно размещаются цифры, которые показывают диаметр ориентирующей части.
  • Софитные. Обозначаются буквой «S». Особенностями такого цоколя являются контакты с двух сторон. Они устанавливаются в системах освещения автомобиля.

Цифра после буквенной маркировки отображает диаметр соединительного узла в миллиметрах.

Теперь разберемся, какие лампы и с каким цоколям устанавливаются в осветительные приборы автомобиля:

  1. Галогеновые.
  2. Доступны в цоколях Н7, НВ3, НВ5. Их вставляют в фары ближнего или дальнего света, в противотуманки. Они могут иметь две нити накаливания для работы в разных режимах. Также в продаже доступны галогенки с цоколями Р21W и PY21W. Они не используются в фарах, но ставятся в указатели поворотов, подсветку заднего хода и габаритные огни.

  3. Светодиодные.
  4. В зависимости от их назначения могут иметь цоколь Н1, Н11, Н3, Н7, а также упомянутые ранее Р21W и PY21W. Их можно устанавливать вместо стандартных галогенок в разные типы осветительных приборов. Модернизации в этом случае не нужны.

    Единственное ограничение — указатели поворота. Светодиодные лампы имеют отличающиеся от галогеновых электрические характеристики. Из-за этого установленные в машине реле будут работать неправильно. Поворотники станут «моргать» быстрее, не включается вовсе или выйдут из строя.

    Также светодиодные модели доступны в цоколях типа T20/5, T4W, W1.2W. Это вспомогательные источники света для салона, багажника, приборной панели. Заменять ими штатные галогенки можно по усмотрению владельца автомобиля.

  5. Ксеноновые.
  6. Этот тип ламп продается с цоколями типа D1R, D1S, D3R, D3S.. Они разработаны специально для таких источников света и устанавливаются в соответствующие фары. Такое разделение введено специально, чтобы водители не перепутали лампы при установке.

    В продаже доступен «ксенон» под галогеновые цоколи. Но, как правило, это подделки с китайского рынка, которые не отвечают требованиям безопасности и не работают при установке. Рассматривать их покупку не нужно ни при каких условиях.

Цветовая температура

Традиционные галогеновые лампы светят в теплом спектре. Их цветовая температура составляет около 3000 К. Не нужно устанавливать более мощные варианты или искать модели с нейтральным световым лучом. В этом случае свет из фар будет хуже освещать мокрый асфальт и станет бесполезным в плохих погодных условиях.

Кроме того, изменение спектра достигается за счет использования более тонкой нити накаливания. Она светит ярче, но при этом быстрее перегорает и хуже переносит воздействие вибрации. При покупке таких фар водитель не получит преимуществ ксенона или светодиодов, но вынужден будет чаще менять источники света.

Светодиодные лампы могут светить в любом спектре и имеют температуру от 3700 К до 5000 K. Поэтому их нужно подбирать в зависимости от того, для каких целей они предназначены. В противотуманные фары больше подойдут «теплые» варианты, в ближний свет — «нейтральные» или «холодные».

Ксеноновые лампы из-за особенностей технологии не могут светить желтым «теплым» светом. Их спектр смещен в холодную сторону, поэтому луч кажется голубоватым.

При выборе следует учитывать следующие факторы:

  • Чем выше цветовая температура, тем лучше будут видны детали на дороге в хорошую погоду;
  • Чем меньше этот параметр, тем эффективнее лампы в туман и непогоду, они не раздражают глаза и не вызывают дискомфорта у других водителей и пешеходов.

Оптимальным вариантом для основной головной оптики являются модели, которые светят в нейтральном спектре.

Напряжение питания и мощность

Важным критерием при выборе лампы является напряжение бортовой электросети. В продаже доступны такие модели:

  • 6 В — устанавливается в мотоциклы и схожие с ними по характеристикам транспортные средства;
  • 12 В — стандартное напряжение для легковых автомобилей;
  • 24 В — эти лампы предназначены для эксплуатации в грузовиках и другом коммерческом транспорте.

Мощность зависит от фар и осветительных приборов, в которые устанавливаются источники света. Она может колебаться от десятков долей до сотни ватт и более.

Как правило, значения мощности следующие:

  • 4-5 Вт — в габаритах, стоп-сигналах, поворотниках, освещении салона;
  • 35-70 Вт — в фарах ближнего и дальнего света.

Обратите внимание, что мощность не имеет прямого влияния на яркость излучаемого светового потока. Например, лампы накаливания в 70 Вт светят с такой же яркостью, как светодиоды в 5-7 Вт. Благодаря этому при установке последних снижается нагрузка на аккумулятор и генератор машины.

Также не стоит покупать более яркие лампы, чем это предусмотрено производителем. При свечении они выделяют тепло, которое может расплавить пластиковые части рассеивателя и цоколя.

Яркость

Этот показатель необходимо подбирать в зависимости от характеристик автомобиля. Установка слишком тусклых моделей не позволит осветить дорогу перед машиной так, чтобы водитель мог чувствовать себя комфортно. Очень яркое свечение будет доставлять дискомфорт другим участникам движения и может вызвать временное ослепление водителей встречных машин.

Яркость светового потока измеряется в люменах (Лм) и указывается на упаковке.

Советы по выбору

Главный критерий оценки лампы при покупке — соответствие техническим характеристикам автомобиля. Но продавцы автозапчастей исходя из личного опыта выделяют три группы владельцев машин, которые делают покупку исходя из субъективных критериев:

Повышенная безопасность на дороге

В этом случае красота головной оптики, стоимость ламп и другие характеристики отходят на второй план. Главное — это хорошая освещенность дороги в любых погодных условиях.

В этом случае оптимальным вариантом будет модель NIGHT BREAKER от торговой марки OSRAM. Она имеет цветовую температуру в 4000 К и качественно освещает асфальт в хорошую погоду, дождь и снег.

Также можно посоветовать варианты с увеличенной интенсивностью света. Излучаемый световой конус будет иметь большую ширину и длину, что делает езду еще более безопасной.

Красивое свечение

Для таких водителей главным критерием является привлекательный внешний вид авто при включенных фарах. В этом случае можно приобрести модель COOL BLUE HYPER, у которых спектр смещен в «холодную» зону.

Если необходимо совместить красивый вид и безопасность, подойдут лампы с белым свечением. Их спектр приближен к естественному солнечному освещению, что положительно отражается на зрении водителя. Варианты с желтым свечением больше подходят для плохих погодных условий.

Еще одним популярным вариантом являются Сool Blue Intense от компании OSRAM. Они светят с температурой 4200 К. Благодаря добавлению окрашивающего пигмента в материал колбы (а не на поверхность), производителю удалось добиться высокой яркости свечения и комфортной цветовой температуры.

Пассивная безопасность

В этом случае необходимо подбирать модели, в которых оптимально сочетаются все характеристики. К таким моделям относится лампа OSRAM ULTRA LIFE. Она имеет большой срок службы и хорошую светоотдачу в сочетании с низким энергопотреблением.

Рекомендации при покупке

При приобретении ламп следуйте таким советам:

  • Галогеновые лампы самые дешевые, но имеют худшие технические характеристики. Лучше сразу заменить их на светодиодные, несмотря на дороговизну последних.
  • При приобретении следует тщательно проверить маркировку, нанесенную на корпус. По ней можно определить все параметры изделия.
  • Следует менять лампы при ухудшении их характеристик, не дожидаясь перегорания. Как только источник света потускнел или начал мигать, нужно купить новый и установить на машину.
  • Нельзя превышать характеристики мощности, предусмотренные производителем. Это приведет к расплавлению деталей и перегоранию проводки. Возможно короткое замыкание и пожар.
  • Нельзя приобретать дешевые модели с маркировкой «не для дорог общего пользования». Они не соответствуют действующим регламентам и не обеспечивают безопасности движения.

Во время визита в магазин или заказа ламп на сайте возьмите с собой старую лампочку. По ней можно сразу определить, подходит ли новая модель для вашего автомобиля.

Итоги

Какой бы качественной ни была лампа, важно правильно установить ее в автомобиль. Нельзя прикасаться пальцами к колбе, загрязнять рассеиватель и отражатель. Необходимо правильно поставить фару на место, чтобы обеспечить нужную герметичность. В противном случае внутрь попадает пыль и вода, из-за чего электроника выйдет из строя.

Несмотря на простоту процесса, лучше доверить замену профессионалам сервисного центра. Они же предоставят необходимые консультации и помощь в выборе источников света для автомобиля.

Поделитесь