Из-за плохого качества дорожного покрытия во время езды подвеска автомобиля испытывает повышенные нагрузки. Создаваемые при этом колебания и удары берут на себя амортизаторы. В результате они быстро изнашиваются, затем выходят из строя. В случае обнаружения неправильной работы стоек необходимо устранить проблему как можно быстрее. Такие поломки напрямую влияют на стабильность езды, управляемость и безопасность всех участников дорожного движения.
Разберемся подробнее, что нужно при замене стоек амортизатора, какие запчасти, а также какие инструменты для этого понадобятся.
Легковые автомобили, построенные в середине прошлого века, для мягкости хода оснащались рессорами. Стальные полосы гнулись, снижая нагрузку на корпус, а возникающие при этом колебания гасились за счет трения между ними.
Позже система была усовершенствована, в подвеске появились пружины. Они воспринимают движение колеса при наезде на препятствие, частично гасят его. Благодаря этому уменьшается ударное воздействие на другие узлы машины, а водитель чувствует себя комфортнее.
Минус этой конструкции в том, что скрученная спиралью проволока не может быстро прекращать колебания. Если установить одни пружины, то при каждом толчке машина бы долго качалась в вертикальной плоскости и, в случае возникновения резонанса, могла перевернуться.
Проблему нельзя решить увеличением или уменьшением жесткости:
- слишком мягкие пружины приведут к тому, что транспортное средство потеряет устойчивость на дороге;
- слишком жесткие создают дискомфорт, а машина быстрее изнашивается из-за вибраций.
Инженеры вышли из ситуации путем добавления дополнительного элемента. Перед тем как разбираться, что нужно менять при замене стоек амортизатора, разберемся с его устройством.
Под этим термином понимают дополнительный элемент, который позволяет колесу двигаться в вертикальном направлении, но при этом исключает раскачку во время езды, сильный крен при поворотах. Первые модели имели рычажную конструкцию, гасили колебания за счет трения. Но сейчас используются исключительно телескопические.
Конструктивно он представляет собой цилиндр, внутри которого находится рабочее тело. В нем движется шток с поршнем и клапанами одностороннего действия. Схема функционирования следующая:
- При наезде на препятствие шток двигает поршень вверх, часть масла вытесняется в нижнюю полость
- Далее происходит возвратное движение, рабочая жидкость перемещается вверх.
- Гашение колебаний происходит благодаря вязкости масла (давления воздуха), а также различной пропускной способности клапанов.
Они бывают нескольких типов в зависимости от используемого рабочего тела.
Тип | Особенности |
Гидравлический | Для гашения колебаний во время работы штока используется масло |
Пневматический | Внутри цилиндра вместо рабочей жидкости применяется воздух |
Гидропневматический | Эта модель является комбинацией двух предыдущих |
Правильно определить, что нужно для замены задних амортизаторов или передних стоек, можно только после изучения особенностей подвески. Производители современных автомобилей используют три вида узлов:
- Двухтрубные.
Классическая конструкция с корпусом, который состоит из двух вложенных друг в друга труб. Внутренняя играет роль цилиндра для поршня, внешняя — для вытеснения масла во время работы этого узла. При нагреве рабочая жидкость увеличивается в объеме и для предотвращения поломки поршней часть ее уходит во внешнюю трубу.
Плюс этих изделий — доступная стоимость и сохранение работоспособности при повреждении корпуса. Не придется думать, что менять при замене стойки амортизатора, если на нем появятся вмятины. Автомобили с такой подвеской комфортны, так как она работает очень мягко.
Но существует много минусов:
- плохое охлаждение масла из-за двойного корпуса, отсутствия контакта с окружающим воздухом;
- большой вес детали, сложности при установке из-за риска вытекания масла;
- опасность вспенивания рабочей жидкости, ухудшение работы узла.
Автомобиль может резко потерять управляемость по причине раскачки корпуса.
- Двухтрубные с подпором.
Это усовершенствованная модель, в которой есть дополнительная полость с газом. Благодаря этому инженерам удалось предотвратить вспенивание и сохранить стабильность езды по дороге.
- Однотрубные.
У этих моделей при движении поршня масло не перегревается. Благодаря одной стенке корпуса улучшается теплообмен с воздухом, из-за чего рабочая жидкость лучше охлаждается.
Амортизаторы выходят из строя из-за постоянных механических нагрузок, которые они испытывают во время езды. Срок службы зависит от качества дорожного покрытия, а также от стиля управления транспортным средством.
Внешними признаками неправильной работы этих узлов являются:
- «Клевание» передней части авто. При торможении капот сильно опускается к земле. Такое поведение в большинстве случаев связано с износом стоек. В результате тормозной путь машины увеличивается, что создает аварийную обстановку.
- Раскачивание во время езды. При наезде на препятствие автомобиль долго раскачивается в вертикальной плоскости. При исправном узле колебания гасятся очень быстро. В случае износа демпфер не работает, что приводит к потере управляемости.
- Крен при прохождении поворотов. Водитель и пассажиры ощущают, что машина сильно наклоняется к внешнему радиусу. Вышедшие из строя детали не могут компенсировать изменение конфигурации подвески из-за смещения веса. Управлять автомобилем становится сложнее, поворачивать рулевое колесо тяжелее. Опасное маневрирование приводит к аварии.
- Неравномерный износ покрышек. Поломка стоек приводит к раскачиванию машины. Нагрузка на колеса распределяется неравномерно, из-за чего на резине появляются вмятины и другие дефекты протектора. Теряется сцепление с дорогой, движение становится более опасным.
- Опускание нижней части при трогании с места. Исправные стойки срабатывают быстро и компенсируют наклон, который возникает во время старта. Если они вышли из строя, зад начнет сильно проседать при резком ускорении из-за инерции. Такое поведение машины приводит к быстрому износу подвески и поломке других узлов. Придется думать о том, что менять при замене амортизаторов, так как проблема возникнет не только с ними.
- Вибрация руля. В исправном автомобиле небольшие колебания рулевого колеса, которые отдаются в руки, возникают только во время движения по неровной или грунтовой дороге. Если водитель наблюдает их при езде по хорошему асфальту, необходимо посетить сервисный центр для диагностики состояния подвески.
- Посторонние звуки при работе ходовой. Поврежденный или износившийся амортизатор издает стук во время езды. Это происходит из-за соприкосновения металлических деталей при колебании подвески. Также скрипеть болты и гайки, которыми стойки крепятся к корпусу.
- Потеки масла. Признаком проблемы могут быть пятна рабочей жидкости под днищем авто или на корпусе цилиндра. Они появляются из-за износа уплотнителей.
Точно диагностировать причину проблемы и определить, что нужно менять при замене заднего амортизатора или передней стойки, могут только мастера сервисного центра. При обнаружении описанных симптомов необходимо заехать на СТО и пройти проверку ходовой.
Самостоятельно менять детали подвески можно только тем владельцам авто, кто имеет профильное образование и опыт подобной работы.
Для замены необходимы такие инструменты и приспособления:
- накидные и рожковые гаечные ключи;
- домкрат для подъема автомобиля;
- балонный ключ для демонтажа колес;
- приспособление для сжатия пружин;
- отвертки;
- стопоры под колеса для безопасности.
Производить замену удобнее на подъемнике в сервисном центре. В этом случае машина будет расположена на удобной высоте, у мастера появляется доступ к расположенным под днищем узлам и креплениям.
Перечень необходимых компонентов зависит от характера поломки, марки и модели авто, других факторов. Остановимся на базовом варианте и разберем, что нужно при замене амортизаторов. Список включает:
- передние или задние амортизаторы;
- пружины;
- поворотные подшипники;
- верхние опоры;
- набор пыльников с отбойниками;
- болты для крепления опор к кузову автомобиля;
- болты для кулаков.
Используйте оригинальные или сертифицированные запчасти, чтобы избежать ухудшения технических характеристик автомобиля после ремонта.
Процедура демонтажа старых и установка новых узлов подвески сложная и требует определенных навыков. Не рекомендуется самостоятельно делать замену из-за риска получения травмы и поломки компонентов.
Для тех, кто не хочет обращаться к специалистам, разберем, что нужно для замены передних амортизаторов:
- Демонтировать стойки и рулевой наконечник.
- Отсоединить шланг подачи тормозной жидкости и снять подушку.
- Опустить пружину, которая установлена на стойке.
- Демонтировать пыльник с отбойником и центральную гайку.
- Заменить износившиеся детали на новые и выполнить обратную сборку.
В случае с задними процедура проще за счет отсутствия механизма поворота колес:
- Открутить болты, которые соединяют вышедшие из строя детали с подвеской.
- Демонтировать старую деталь.
- Установить новую запчасть.
- Выполнить обратную сборку.
Ремонтировать автомобиль нужно как можно быстрее, так как неисправная подвеска может стать причиной аварии.
Остается открытым вопрос, что меняется при замене амортизаторов. Точного ответа на него нет, так как технический регламент не требует устанавливать новые узлы в сборе. Однако пыльники и отбойники лучше установить новые. Это недорогие детали, но они повышают защиту ходовой от внешних негативных воздействий.
Если оставить частично изношенный отбойник, новый амортизатор будет испытывать нагрузки, не предусмотренные его конструкцией. Недостаточно упругий элемент не будет компенсировать колебания. В результате витки стальной пружины будут биться друг о друга, что плохо отражается на кузове в целом.
Определить необходимость замены пружин можно по нескольким признакам:
- кузов автомобиля проседает ниже, чем предусмотрено его конструкцией;
- на поверхности пружины обнаружены следы коррозии;
- автомобиль прошел более 100 тыс. км.
Мастера по ремонту авто советуют менять амортизаторы и пружины сразу с обеих сторон автомобиля. В противном случае характеристики подвески изменятся, из-за чего транспортное средство потеряет стабильность при езде.
Менять все детали подвески, в том числе пружины, сайлент-блоки и другие компоненты, нецелесообразно и дорого. Но такой подход увеличивает срок ее службы.
Теоретически заменить детали подвески по инструкции можно, но для этого необходимо иметь знания и опыт. Кроме того, понадобится подходящее место и приспособления для подъема транспортного средства.
Во избежание проблем с подвеской и для собственной безопасности лучше пользоваться услугами сервисных центров. Стоимость ремонта зависит от марки и модели авто, характера дефекта, количества заменяемых деталей.