Почему темнеет масло в двигателе

Почему чернеет масло в двигателе

Большинство неопытных водителей авто расценивают потемнение масла в ДВС как признак неисправности или неправильной работы мотора. Но этот симптом не всегда говорит о поломке. Во многих случаях изменение цвета и появление посторонних частиц является естественным процессом, который сопровождает эксплуатацию транспортного средства.

Каждый владелец машины должен знать, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном силовом агрегате. Это поможет отделить нормальное потемнение от симптомов дефекта и вовремя обратиться в сервисный центр для обслуживания авто. 

DSC09593.jpg

Должно ли масло в ДВС темнеть

Какого цвета масло в дизельном двигателе или бензиновом ДВС должно быть в исправном автомобиле? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Сразу после смены смазочная жидкость имеет красивый золотистый цвет и хорошую прозрачность. Но в процессе эксплуатации она темнеет и загрязняется продуктами износа. 

Это естественный процесс, обусловленный функциями смазки. Она уменьшает трение между подвижными элементами, отводит лишнее тепло, очищает поверхности от нагара. Именно с последним связано почернение. Скорость изменения цвета зависит от типа и качества используемого топлива, режимов работы мотора и интенсивности использования автомобиля. 

Вот почему чернеет масло в дизельном двигателе. В него постепенно попадают отложения с цилиндров, поршней, колец и других элементов. Этот процесс положительно влияет на исправность и срок эксплуатации мотора. 

Из-за этого изменяется цвет масла в коробке переключения передач. Но там вместо продуктов сгорания топлива жидкость загрязняют микроскопические частицы металла, которые отрываются от фрикционов и зубчатых колес в процессе трения друг о друга. 

Как быстро чернеет масло в дизельном двигателе? В моторе, который работает на солярке, это происходит быстрее в сравнении с бензиновыми моделями. При сгорания дизтоплива появляются более темные выхлопные газы и нагар. ДВС с газобаллонным оборудованием, наоборот, меньше загрязняют смазочную жидкость продуктами горения из-за минимального количества грязевых отложений.

Если машина бОльшую часть времени ездит на газу, смазка внутри остается чистой до замены в процессе очередного технического обслуживания. 

В исправном моторе потемнение появляется после 2–4 тыс. км пробега. Если это произошло раньше, водитель должен задуматься, почему быстро чернеет масло в дизельном двигателе. Ответ на вопрос даст мастер по ремонту авто после диагностики силового агрегата в сервисном центре. Обратиться к специалистам лучше как можно быстрее, особенно если владелец наблюдает другие симптомы поломки: падение уровня масла, нестабильная работа мотора, потеря мощности и другие. 

Причины потемнения масла

Разберем подробнее, как быстро темнеет масло в дизельном двигателе и каковы причины, вызывающие это явление. Условно их можно разделить на две категории. Положительные, которые благотворно влияют на работу мотора, и отрицательные. Они свидетельствуют о возможных дефектах. 

Применение масла высокого качества

Смазывающая жидкость в двигателе становится темной, если владелец залил в мотор более качественную марку. Это явление связано с работой очищающих присадок. Они вымывают накопившийся нагар, который меняет цвет масла. Чем больше моющих компонентов добавил производитель, тем быстрее темнеет смазка. 

В этом случае эксплуатировать машину можно без опасений. Важно следить за вязкостью смазки с помощью щупа. Если оно однородное, но грязное — процесс протекает нормально. Но во избежание проблем очередную замену лучше провести раньше, чем обычно. 

Вымывание продуктов износа и нагара

Важно не только, почему темнеет масло в дизельном двигателе. Нужно также обращать внимание на темпы изменения цвета. Если оно оно чернеет постепенно, процесс идет так, как задумано производителем. Причиной являются процессы окисления и вымывания. Качественная смазочная жидкость изменяет свой цвет после 2–3 тыс. км пробега, но при этом остается текучей и не содержит твердых примесей. 

Смазка низкого качества ведет себя по-другому. Возможны два варианта:

  • Быстрое потемнение через 500–1000 км пробега. Это говорит о том, что производитель использовал для его изготовления некачественные компоненты. 
  • Оттенок и прозрачность остаются неизменными и к 3–4 тыс. км пробега. Это свидетельствует об отсутствии моющих присадок, которые удаляют с поверхности цилиндров и поршней накопленный нагар.

Обратите внимание, что в дизельных двигателях из-за особенностей топлива масло изменяет свой цвет быстрее, чем в бензиновых. В любом случае необходимо своевременно заменять смазку во время регламентного обслуживания. Это уменьшает износ силового агрегата и препятствует «поеданию» смазывающей жидкости в будущем. 

Иногда возникает вопрос, почему в дизельном двигателе масло черное, если он недавно прошел капитальный ремонт. Этот процесс не опасен, так как изменение цвета обусловлено притиранием подвижных компонентов друг с другом. В смазку попадают микроскопические металлические частицы. Из-за этого менять смазку нужно раньше, чем предусмотрено техническим регламентом. 

Высокая зольность и низкое щелочное число

Определить количество присадок в масле покупатель может по сульфатной зольности смазки. Эта характеристика показывает число органических соединений металлов, которые не выгорают под действием высокой температуры и используются для очистки поверхностей от копоти. Она находится в прямой зависимости от щелочного числа(TBN). 

Эти данные легко найти на канистрах со смазкой или в описании товара на сайтах производителей. Правила выбора следующие:

  • Высокая зольность и TBN говорят о хороших моющих свойствах смазывающей жидкости. Но она будет быстрее темнеть в процессе эксплуатации. 
  • Низкие показатели зольности и щелочного числа свидетельствуют о меньшей очищающей способности. Такая смазка дольше остается чистой и сохраняет высокую текучесть. 

Подбирать сульфатную зольность лучше с учетом рекомендаций производителя двигателя. Но при этом нужно принимать во внимание, что масла с меньшими показателями требуют частой замены и быстрее теряют свои свойства. 

Поддельная смазывающая жидкость

Одна из явных причин, почему темнеет масло в двигателе бензиновом — подделка. Мошенники часто выпускают на рынок некачественные имитации популярных марок смазывающих жидкостей. Они не выдерживают высокой температуры в двигателе и быстро темнеют. В этом случае единственным способом исправления ситуации будет немедленная замена смазки с промывкой двигателя особыми составами. 

Аналогичная ситуация возникает, когда владелец авто залил в мотор масло неизвестной компании, которое он купил на рынке подешевле. Такие жидкости быстро теряют свои свойства и изменяют цвет. 

Попадание в масло продуктов сгорания топлива

Если из-за дефектов мотора выхлопные газы попадают в подпоршневое пространство, они вступают в реакцию с компонентами масла и окисляют их. Из-за этого жидкость становится темнее. 

Проблема возникает из-за пробитой прокладки ГБЦ, повреждения колец для съема смазки на поршнях и по другим причинам. Кроме того, в смазывающую жидкость может попасть топливо и сделать ее более текучей. Еще одна проблема — неполная очистка цилиндра кольцом, из-за чего масло остается в камере сгорания, воспламеняется вместе с топливом и чернеет.

Потемнение часто вызвано проблемами в работе системы отвода картерных газов. Они также попадают в цилиндр, что ускоряет окисление компонентов смазки. 

Топливо низкого качества

Зная, почему темнеем масло в дизельном двигателе, можно повлиять на скорость этого явления. Так как цвет меняется из-за вымывания продуктов сгорания, нужно обращать внимание на состав используемого бензина или солярки. Чем они чище, тем дольше смазка останется незагрязненной и прозрачной. Владелец машины должен заливать в бак максимально качественное топливо. Это продлит ресурс работы масла и уменьшит износ двигателя. 

Это касается не только собственников авто с дизельным силовым агрегатом. В бензин производители часто тоже добавляют некачественные компоненты. Убедиться в этом можно, если поджечь небольшое количество топлива. О наличии «грязных» компонентов будет говорить дым с копотью, который поднимается над пламенем. 

Нарушение температурного режима

На состояние смазывающей жидкости влияют условия эксплуатации автомобиля:

  • температура воздуха на улице;
  • наличие вентиляции;
  • постоянная работа под сильной нагрузкой;
  • езда при высоких оборотах.
Выберите одну из причин потемнения масла?
Верно
Неверно
Неверно

Перечисленные факторы увеличивают температуру ДВС, что приводит к перегреву масла внутри. Из-за этого смазочная жидкость быстро чернеет и частично испаряется. Особенно сильны эти явления, если уровень смазки в картере находится на минимальном уровне. 

Если вовремя не заменить смазку, она загустеет и станет похожей на мазут. Это приведет к нарушению режима использования двигателя и его серьезной поломке. Избежать этого можно, если не нагружать машину до максимума, правильно подбирать вязкость масла и контролировать его уровень. 

Если масло поменяло цвет, не нужно паниковать. Важно определить, как быстро темнеет масло в дизельном двигателе и каковы причины этого явления. Если смазка стала чернее ближе к концу ее эксплуатации, а мотор работает нормально — дополнительных действий предпринимать не нужно. В противном случае следует обратиться к техникам сервисного центра для диагностики неисправности. 

Как избежать быстрого потемнения масла в ДВС

Мы разобрались, почему чернеет моторное масло в бензиновом двигателе и дизельном силовом агрегате. Теперь перейдем к тому, как избежать этой проблемы. 

Качественная смазочная жидкость

В ДВС можно заливать только качественное масло известных торговых марок с характеристиками, которые рекомендует производитель мотора. Приобретать смазку лучше в крупных и проверенных магазинах. 

Для контроля можно использовать сервисы производителя. Многие из них имеют маркировки, по которым в онлайн-режиме легко удостовериться в оригинальности товара. 

Контроль состояния мотора

Во избежание почернения и для продления срока службы мотора нужно постоянно следить за состоянием его элементов. На изменение цвета масла влияют такие компоненты:

  • цилиндры и поршни;
  • маслосъемные кольца;
  • прокладки и сальники. 

Важно проверять целостность всех элементов, которые отделяют масло от топлива и не дают продуктам горения проникнуть в ГБЦ или подпоршневое пространство. 

Регулярная замена

Сливать старое и заливать новое масло нужно с учетом рекомендаций производителя мотора и смазывающей жидкости. Чаще всего водители проводят регламентное обслуживание раз в 10–15 тыс. км пробега. 

Но лучше считать по часам эксплуатации ДВС. Масло рассчитано на работу в течение 300 часов, после чего присадки теряют свои свойства, а копоть начинает накапливаться на внутренних поверхностях мотора. 

Список сервисов по замене масла
Рекомендованные автосервисы на сайте

Также важно визуально оценивать состояние смазывающей жидкости. Если в ней видны посторонние частички или нагар, следует заменить смазку раньше установленного срока. При этом лучше использовать дополнительные моющие составы. 

Проверка уровня масла

Водителю нужно контролировать уровень масла в моторе с помощью щупа. Желательно делать это перед каждой поездкой. Смазка должна находиться в промежутке между минимальной и максимальной отметками. 

Если на экране бортового компьютера или приборной панели загорелся индикатор низкого уровня масла, следует как можно быстрее посетить сервисный центр и исправить проблему. До этого лучше долить масла в мотор, чтобы избежать заклинивания подвижных механизмов. 

Правильный выбор смазки

Заливать в двигатель нужно только ту смазочную жидкость, которую рекомендовал производитель. Наиболее важным показателем является ее вязкость, но важны также другие параметры. Например, стандарты API, ACEA.

Промывка мотора

Если владелец машины меняет марку масла или хочет залить более качественный смазывающий состав, следует очистить мотор особыми промывками. Однако поступать так не стоит, если ДВС эксплуатировали с некачественной смазкой очень давно. В этом случае вымывание копоти присадками приведет к разгерметизации цилиндров, падению компрессии и потерям смазки. 

Замена фильтра

Менять масляный фильтр нужно с каждой заменой масла. В некоторых автомобилях производитель рекомендует делать это еще чаще. Изучите техническую документацию к транспортному средству и строго следуйте правилам во время регламентного обслуживания. 

Применение качественного топлива

Масло в двигателе будет темнеть меньше, если заправлять машину хорошей соляркой или бензином. Лучше пользоваться заправочными станциями известных сетей и не приобретать топливо у частников в канистрах. Такая экономия может привести к большим затратам на капитальный ремонт мотора. 

Соблюдение режима эксплуатации мотора

Автомобиль нужно использовать по назначению и под нагрузкой, рекомендованной производителем. Не следует нагружать машину или ездить постоянно с высокими оборотами. В жаркое лето следует проверить систему охлаждения мотора и подбирать масло, которое сохраняет нужную вязкость при нагреве. 

Контроль системы вентиляции картера

Следите за работой системы вентиляции картерных газов. Если они будут просачиваться в камеру сгорания, масло быстрее придет в негодность. Ресурс работы двигателя уменьшится. Устранить такую неисправность можно только в сервисном центре. 

Итоги

Потемнение масла не означает, что двигатель автомобиля работает неправильно и нуждается в ремонте. Но если смазывающая жидкость становится черной уже через 500–1000 км, а ДВС работает с перебоями, лучше записаться на СТО и пройти диагностику. 

Поделитесь