Замена масла в двигателе

Когда и как часто менять масло в двигателе автомобиля

Масло в двигателе автомобиля выполняет одновременно несколько функций. Оно необходимо для смазки подвижных деталей, отвода тепла и мелких металлических частиц, образовавшихся в результате естественного износа комплектующих. Чтобы обеспечить бесперебойную работу ДВС, необходимо проводить замену масла. Так удастся снизить риск поломок из-за повышенного трения. Ниже рассмотрим, как часто нужно менять масло, и что будет при несоблюдении сроков.

Как часто менять масло, рекомендации производителей авто

Производители автомобилей указывают в руководстве по эксплуатации когда менять масло. Этот срок зависит от объема двигателя и его конструктивных особенностей. Поэтому для разных марок и моделей авто он может отличаться.

Как правило, производители рекомендуют проводить замену через 10 - 15 тысяч пробега. Несмотря на это, следует учитывать, что ухудшение качеств смазочной жидкости происходит по разным причинам. Поэтому может понадобиться проводить смену масла более часто.

Через сколько менять масло, советы экспертов

Исходя из практики, мотористы рекомендуют менять масло чаще, чем этого требует производитель автомобиля. Пока транспортное средство находится на гарантии и двигатель новый, лучше следовать рекомендациям сервисного центра. Стоит ли менять масло чаще после окончания этого периода определяет сам водитель.

Некоторые владельцы транспортных средств советуют ориентироваться на цвет смазочной жидкости. Однако это утверждение неверно. При работе ДВС в систему смазки попадают различные загрязнения. Они удаляются с помощью фильтрующего элемента. Поэтому потемнение смазки через некоторое время после заливки - это нормальное явление.

Для увеличения эксплуатационного срока мотора специалисты рекомендуют проводить замену в 1.5 - 2 раза чаще, чем этого требует завод изготовитель. Благодаря этому удастся избежать преждевременного износа комплектующих.

Факторы, влияющие на загрязнение масла

Лучшие условия эксплуатации для масла - это отсутствие перегрева, исправное техническое состояние двигателя и средняя нагрузка. Однако, существует несколько причин, по которым смазочный материал может потерять свои свойства раньше срока, заявленного производителем.

Степень износа мотора

В первую очередь на свойства смазки влияет техническое состояние двигателя. Моторное масло быстро загрязняется, если изношены:

  • поршни;
  • маслосъемные колпачки клапанов;
  • рабочие цилиндры;
  • маслосъемные и компрессионные кольца;

Из-за этих неисправностей в картере двигателя образуется большое количество нагара. Это негативно сказывается на физических свойствах смазки.

Режим работы ДВС

То, как часто надо менять масло, зависит от условий эксплуатации автомобиля. В городской черте транспортные средства часто передвигаются в пробках на пониженных передачах. В таком случае двигатель работает на высоких оборотах. Это приводит к сильному трению подшипников скольжения и других подвижных комплектующих.

При трении образуются мелкие металлические частицы. Они отводятся с маслом к фильтрующему элементу. Большое количество таких частиц приводит к ухудшению качества смазки.

Если автомобиль используется преимущественно для движения по трассе, можно менять масло через больший промежуток времени. Это обусловлено тем, что вне населенных пунктов другой скоростной режим. При движении на повышенной передаче двигатель, как правило, работает на средних оборотах. Поэтому нагрузка на комплектующие не высока.

Иные факторы

Существует еще ряд причин, по которым смазочная жидкость теряет свои свойства быстрее, чем предусмотрено заводом изготовителем. К ним относят следующие факторы:

  • Нарушения в работе термостата. Двигатель не прогревается до рабочей температуры. В связи с этим зазор между деталями КШМ и ГРМ увеличен. Это приводит к более быстрому износу.
  • Нагар на внутренних стенках картера. Он возникает по причине плохой вентиляции. Отложения на стенках возникают при скоплении продуктов горения в картере.
  • Наличие загрязнений в масляных каналах блока цилиндров и ГБЦ. Шестеренчатый насос подает масло под высоким давлением. Поэтому отложения на стенках каналов могут попасть в свежий смазочный материал.
  • Перегрев ДВС. При некорректной работе системы охлаждения температура мотора поднимается выше допустимых показателей. При этом вязкость смазки снижается, что приводит к повышенному трению.
  • Фильтрующий элемент в плохом состоянии. Масло в системе смазки ДВС проходит две степени очистки - грубую и тонкую. Первая осуществляется при прохождении через сетку маслоприемника. Тонкая очистка проводится с помощью фильтрующего элемента. При его загрязнении в смазку будут попадать загрязнения. Поэтому фильтр нужно менять вместе с маслом.

Кроме этого, ухудшение качества масла может возникнуть при нарушении правил эксплуатации автомобиля. Работа ДВС на критически высоких оборотах, превышение допустимой нагрузки и т.д.

Достает масляный щуп

Последствия несвоевременной замены

Смазочный материал снижает трение подвижных деталей. Поэтому его недостаток или плохое качество приведет к снижению ресурса мотора. Следует своевременно проводить замену. Нарушение этого правила приведет к ускоренному износу разных комплектующих.

В первую очередь это детали кривошипно шатунного механизма. Шейки коленчатого вала установлены на подшипниках скольжения. В этих местах требуется постоянная подача смазки. Поэтому внутри коленвала есть специальный канал, по которому масло подается под давлением.

Попадание мелких металлических частиц на рабочую поверхность вкладышей приводит к ее быстрому износу. Кроме этого, засор масляного канала провоцирует проворачивание подшипников скольжения. Такая поломка потребует дорогостоящего ремонта. Среди прочих неисправностей, возникающих из-за некачественной смазки, отмечают:

  • Появление осадка. Структура жидкости становится неоднородной. Происходит оседание присадок, обеспечивающих качественную смазку. В результате усиливается трение деталей.
  • Износ ЦПГ. Поршни и цилиндры подвергаются высокой нагрузке при работе мотора. Старое масло не может обеспечить нормальную смазку. Поэтому происходит быстрый износ колец и поршней. В результате снижается компрессия и мощность агрегата. Потребуется капитальный ремонт ДВС.
  • Нарушения в работе ГРМ. Кулачки распределительного вала постоянно соприкасаются с толкателями клапанов. При снижении вязкости смазки или появлении осадка эти детали будут изнашиваться быстрее.

Кроме этого, старое масло приводит к нарушениям в работе вспомогательного оборудования. Например, часто на грузовых автомобилях компрессор и двигатель имеют одну систему смазки. Поэтому ухудшение свойств масла могут привести к поломке узла.

Записаться на замену масла
Когда необходима экстренная замена

Автомобилист самостоятельно решает когда менять масло. Несмотря на это, существуют ситуации, когда нужно срочно провести замену. В первую очередь это связано с проведением ремонта, который требует слива смазки. Использовать масло повторно не следует.

Также внеплановую замену смазочного материала проводят при попадании в него большого количества металлической стружки. Такое иногда происходит при поломках из-за сильного трения.

В некоторых ситуациях в поддон картера может попасть вода или антифриз. Эти жидкости имеют более высокую плотность и поэтому опускаются на дно. Определить попадание воды в масло можно по появлению эмульсии белого цвета на поверхности щупа.

Пора ли менять масло? Определяем по моточасам

Производители рекомендуют проводить замену в зависимости от пробега. Однако состояние смазки зависит не от пройденных километров, а от интенсивности работы двигателя. Так при движении на прямой передаче мотор не подвергается такой нагрузке, как на пониженных. Поэтому пробег по трассе не сопоставим городским условиям.

Для более точного расчета периодичности смены смазочного материала учитывают моточасы. Такой подход позволяет более точно определить нужный временной промежуток.

Чтобы посчитать моточасы, используют специализированные счетчики. Их устанавливают в автомобиль и подключают к цепи, на которую ток подается после включения зажигания.

Производители автомасел указывают оптимальный интервал замены для определенной жидкости. Он зависит от типа жидкости:

  • минеральное масло - около 150 моточасов;
  • полусинтетика - около 250 моточасов;
  • синтетика - от 250 до 450 моточасов.

Так с помощью простого счетчика моточасов можно точно определить периодичность замены. Это позволит сберечь ресурс двигателя внутреннего сгорания.

Через сколько меняют масло в дизеле

При выборе смазки для дизельного ВС учитывают, что такой мотор подвергается более высокой нагрузке. Это обусловлено конструктивными особенностями. Несмотря на это, факторы, ухудшающие качество смазки, такие же как и у бензинового мотора.

На гарантии масло в двигателе меняют через промежуток времени, определенный производителем. После окончания гарантийного срока процедуру также проводят в 1.5 - 2 раза чаще. Это позволяет сохранить ресурс ДВС.

Можно ли самому поменять масло

Каждый, кто менял масло в двигателе своего автомобиля, знает, что это процедура несложная. Однако для слива жидкости потребуется установить транспортное средство на подъемник, смотровую яму или эстакаду.

Кроме этого, потребуется инструмент, а также спецодежда и средства индивидуальной защиты. Поэтому в большинстве случаев проще обратиться на станцию технического обслуживания. Специалисты проведут работы в соответствии с регламентом и за минимальное время.

Последовательность действий при самостоятельной замене масла:

  • Подготовить необходимые инструменты. Потребуются гаечные ключи, отвертки, шестигранник. Список инструментов отличается в зависимости от марки и модели авто.
  • Подготовить спецодежду и средства индивидуальной защиты. Это верхняя одежда с длинным рукавом и перчатки.
  • Прогреть двигатель до рабочей температуры. Так смазка станет менее вязкой и ее будет проще слить из поддона картера.
  • Установить автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник. В первых двух случаях под колеса устанавливают противооткатные устройства.
  • Демонтировать защиту, препятствующую свободному доступу к поддону. На некоторых моделях такой фартук может отсутствовать.
  • Очистить заглушку и прилегающие поверхности от окислений и загрязнений. Можно использовать щетку с жестким ворсом. При очистке обращают внимание на наличие масляных подтеков.
  • Установить емкость с широкой горловиной под сливным отверстием. Объем сосуда зависит от количества смазочной жидкости в двигателе той или иной модели.
  • Демонтировать заглушку. После выкручивания руку быстро убирают от сливного отверстия. Смазка в поддоне картера достаточно горячая и может привести к ожогам при попадании на кожу.
  • Заменить фильтрующий элемент. Перед установкой необходимо смазать уплотнительное кольцо маслом.

После полного стекания жидкости устанавливают заглушку на посадочное место и заливают новую смазку до нужного уровня. Затем запускают двигатель. Это необходимо для заполнения масляных каналов в системе. После этого доливают масло до требуемого уровня.

Можно ли долить масло без замены?

В некоторых ситуациях необходимо добавить определенное количество смазочного материала. Это возникает при незначительных утечках, а также при износе маслосъемных колец или колпачков на клапанах. В таких случаях потребуется замерить фактический уровень смазки в поддоне картера и добавить необходимое количество. Провести процедуру можно самостоятельно. Для этого:

  1. Автомобиль устанавливают на ровную площадку. Сильное отклонение двигателя от вертикальной или горизонтальной плоскости приведет к погрешности при замере.
  2. Останавливают двигатель. При работе мотора масло постоянно циркулирует в системе. Поэтому провести замер при запущенном ДВС невозможно. Кроме этого, после остановки мотора потребуется подождать некоторое время. Это нужно для стекания жидкости из каналов в поддон картера.
  3. Извлекают щуп с посадочного места. На разных моделях автомобилей способ его установки отличается. Щуп протирают сухой ветошью. Это нужно для очистки поверхности.
  4. Устанавливают щуп на посадочное место. При наличии резьбы его вкручивают до упора.
  5. Повторно демонтируют щуп и проверяют уровень.
  6. Добавляют нужное количество масла через заливную горловину. Его доливают постепенно до достижения нужного уровня.

Следует учитывать, что можно добавить масло, соответствующее по своей спецификации смазке, которая уже находится в двигателе. Использование жидкости с другими характеристиками может привести к расслоению смазки и неисправностям ДВС.

Последствия перелива масла

При заливке масла своими руками необходимо выждать около 3-5 минут. Это нужно для стекания жидкости в поддон картера. При нарушении этого правила можно превысить допустимый уровень.

Следует отметить, что небольшое количество лишнего смазочного материала не нанесет вред двигателю. Однако, если уровень сильно превышен, то потребуется извлечь жидкость. Слишком много моторного масла приведет к:

  • Подтеканию смазки через сальники или набивку. Потребуется замена уплотнительных элементов.
  • Образованию нагара на свечах зажигания. Маслосъемные кольца не справляются с поставленной задачей. В результате нагар от масла оседает на электродах свечи.
  • Ухудшению динамических показателей автомобиля. Дополнительное сопротивление масла приводит к повышенной нагрузке.

При значительном переливе потребуется извлечь масло из картера. Это можно сделать через сливное отверстие. При этом потребуется установка автомобиля на яму, эстакаду или подъемник.

Есть способ избежать необходимости демонтировать защиту и заглушку сливного отверстия. В таком случае понадобится медицинский шприц и прозрачный шланг от капельницы.

Один конец гибкой трубки соединяют со шприцем, а второй опускают в поддон картера через отверстие для установки щупа. После этого извлекают необходимое количество смазки. Для ускорения процедуры лучше выбрать шприц объемом 50мл.

Ошибки при самостоятельной замене масла

Когда приходит время менять масло, некоторые автомобилист предпочитают проводить эту процедуру самостоятельно. Иногда они допускают ошибки, которые могут повлиять на работоспособность ДВС:

  • Недостаточная затяжка заглушки сливного отверстия. При работе мотора детали подвергаются вибрации. Из-за нее резьбовые элементы могут самопроизвольно откручиваться. Выпадение заглушки приведет к серьезной утечке масла. Поэтому при монтаже пробки нужно уделить особое внимание усилию затяжки.
  • Добавление масла с другой спецификацией. При доливке потребуется приобрести смазку с соответствующими характеристиками. Применение другой жидкости может привести к расслоению или изменению вязкости.
  • Неправильный замер уровня. В некоторых случаях щуп с резьбой опускаю в поддон картера не закручивая. Это приводит к погрешности в замерах и переливу смазки. При установке щупа следует убедиться в его плотной установке на посадочное место.
  • Нарушения при установке фильтрующего элемента. Производители рекомендуют перед монтажом нанести на резиновое кольцо небольшое количество смазки. Это необходимо для нормальной установки изделия.
  • Замена масла на холодную. Прогрев двигателя необходим для снижения вязкости смазочной жидкости. Холодное масло будет сливаться достаточно долго. В результате в поддоне картера может остаться некоторое количество смазки.

Еще одна ошибка - это выбор масла, которое не соответствует типу силового агрегата. Дизельный двигатель имеет высокую степень сжатия. Поэтому в процессе работы его комплектующие подвергаются высокой нагрузке. В связи с этим заливка смазки для бензинового мотора в дизель недопустима.

При своевременной замене масла удастся увеличить ресурс двигателя внутреннего сгорания. Каждый автовладелец сам определяет периодичность проведения процедуры. Однако не следует превышать допустимые сроки. Это позволит избежать неисправностей, требующих дорогостоящего ремонта.

При самостоятельной замене нужно строго соблюдать последовательность действий. Кроме этого, потребуется установить авто на яму, эстакаду или подъемник. Можно обратиться на СТО. В таком случае замена масла будет быстрой и комфортной.

Записаться на замену масла
Поделитесь