Ремонт двигателя своими руками

Двигатель внутреннего сгорания у автомобиля - это сложный узел, сочетающий два механизма и несколько систем. При поломке ДВС нужно сделать диагностику двигателя и устранить неисправность. Это позволит восстановить работоспособность автомобиля. Ниже представлены недостатки и достоинства самостоятельного ремонта, а также последовательность действий.

Ремонт ДВС своими руками
Ремонт двигателя своими руками.jpg

Иногда владельцы автомобилей пытаются провести ремонт двигателя своими руками. Такой подход имеет несколько недостатков и преимуществ. К плюсам относят экономию. Владельцу автомобиля не потребуется платить мотористу за ремонт движка. Кроме этого, еще одно преимущество - возможность участвовать в работе. Недостатков у самостоятельного проведения работ больше:

  • Необходимо диагностическое оборудование. Покупка контрольно-измерительных приборов для разового использования нецелесообразна. Поэтому потребуется найти организацию, готовую сдать оборудование в аренду.
  • Нужны знания. Человек должен хорошо разбираться в ДВС, знать его принцип действия и особенности модели.
  • Необходимо достаточно времени. Восстановление работоспособности мотора - долгое занятие.

Кроме этого, чтобы сделать работу самостоятельно понадобится много разных инструментов и соответствующие навыки. Без знаний и опыта можно ухудшить ситуацию. Это приведет к более дорогому ремонту.

Диагностика неисправностей

Существует несколько неисправностей, при которых необходим ремонт двигателя. Как правило, автовладелец может определить поломку только по симптомам. Для точного выявления неисправности необходимо провести диагностику. Ниже представлены признаки, по которым водитель может определить, что требуется капремонт двигателя автомобиля, а также причины их возникновения.

Признак Неисправность
снизилась мощность и ухудшилась динамика ДВС изношены поршневые кольца или рабочие цилиндры
появился сизый дым из выхлопной трубы на горячую масло попадает в рабочие цилиндры
изношены маслосъемные колпачки или кольца
срабатывает лампа индикатор низкого давления масла изношены шестерни масляного насоса
провернут подшипник скольжения на коленвале
обрыв привода насоса
подсос воздуха в маслоприемник
стук в моторе при работе износ коренных или шатунных вкладышей
стартер не может провернуть маховик заклинивание одной или нескольких шеек коленчатого вала в подшипниках скольжения
робой стенки картера обрыв шатуна
сильная вибрация при работе двигателя изменение геометрии коленчатого вала
изгиб шатунов

В отдельности эти признаки могут свидетельствовать о выходе из определенной системы или деталей механизма. Поэтому при возникновении одного из симптомов потребуется провести диагностические мероприятия. Так удастся точно выявить поломку и определить целесообразность проведения капремонта ДВС.

Методы диагностики

С целью обнаружения поломки двигатель внутреннего сгорания подвергают ряду проверок. В первую очередь осматривают агрегат на предмет подтеков технических жидкостей. Утечка часто возникает при сильном износе сальников, прокладок и уплотнителей. При осмотре можно найти места утечки и определить детали, которые подлежат замене.

Еще один этап диагностики - это подключение к автомобилю специального сканера. Он позволяет считать ошибки электронного блока управления. Благодаря этому можно легко выявить неисправность. Компьютерная диагностика позволяет сократить время на поиски поломки и определить целесообразность капремонта.

При проведении диагностических мероприятий не обойтись и без специализированного оборудования. Моторист применяет:

  • Компрессометр. Это механический или электронный манометр, предназначенный для замера компрессии в рабочих цилиндрах.
Замер компрессии своими руками.jpg

  • Манометр для измерения давления жидкости. Подключается на место масляного датчика. Позволяет определить нарушения в работе системы смазки.
  • Эндоскоп. Прибор позволяющий осмотреть поверхности, скрытые от невооруженного глаза.

Кроме этого, используются разные щупы. Они нужны для проверки зазоров между деталями двигателя. Применяя этот набор инструментов моторист определяет целесообразность проведения капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания.

Как выбрать инструмент

При ремонте двигателя автомобиля своими руками потребуется приобрести контрольно-измерительные приборы и приспособления. Следует учесть, что оборудование стоит достаточно дорого. Поэтому иногда выгоднее обратиться за проведением диагностики в специализированный сервисный центр.

При выборе контрольно-измерительных приборов и приспособлений обращают внимание на соответствие оборудования техническим характеристикам агрегата. При таком подходе удастся точно выявить поломку и избежать выхода из строя самих инструментов.

Сканер

Оборудование, позволяющее самостоятельно расшифровать ошибки, возникающие при работе ДВС. При выборе сканера нужно учитывать рекомендации завода изготовителя транспортного средства. Нарушение этого правила приведет к неправильной диагностике.

Подбирая сканер нужно изучить руководство, приложенное производителем. Кроме этого, потребуется учесть соответствие диагностического оборудования модели того или иного двигателя.

Компрессометр

Производители выпускают компрессометры двух видов: механические и электронные. Для непрофессионального использования подойдет простой стрелочный прибор. Его будет вполне достаточно для измерения компрессии при ремонте двигателя своими руками.

При выборе компрессометра учитывают максимальный порог измерения. От этого показателя зависит возможность замера в рабочих цилиндрах. Дело в том, что компрессия в дизельных двигателях может достигать 18 единиц, а для бензиновых этот показатель находится в пределах 12.Поэтому сделать замер не соответствующим прибором не удастся.

Манометр

Подойдет любой прибор, предназначенный для замера давления жидкости. При выборе также учитывают максимальный порог измерения. Он должен быть больше, чем давление, которое заявлено производителем ДВС.

Подбирая манометр также учитывают диаметр его резьбы. Прибор устанавливают на место датчика давления масла. Диаметр резьбы манометра должен соответствовать размерам посадочного места.

Подготовка к ремонту

Перед тем как сделать ремонт двигателя потребуется подготовить инструменты и рабочее место. При таком подходе удастся сделать работу в соответствии с технологией. Рабочее место лучше разделить на две зоны:

  1. Область разборки/сборки. Это должна быть ровная поверхность. Подойдет металлический лист или деревянный щит без трещин и углублений.
  2. Зона очистки. Необходима для удаления масляных пятен, нагара, подтеков ОЖ и т.д. Это должна быть поверхность из материалов, легко поддающихся очистке.

ВНИМАНИЕ! При установке деталей мотора недопустимо попадание мелких абразивных частиц, песка, пыли. Они приведут к быстрому износу подвижных комплектующих. Поэтому зону чистки следует отделить от области сборки.

Перед началом работ потребуется подготовить инструменты. Их подбирают учитывая тип крепежных элементов, установленных на моторе. Кроме инструментов могут понадобиться различные приспособления. Это оправка поршневых колец, съемник для подшипников, динамометрический ключ, устройство для проверки геометрии шатунов и т.д.

Инструменты и комплектующие располагают в непосредственной близости от рабочего места. Так не понадобится тратить время на поиски того или иного приспособления во время работы.

Запасные части и детали покупают уже после разборки двигателя и дефектовки. Поэтому на этапе подготовки можно купить только элементы, которые подлежат замене в обязательном порядке. Это прокладки, сальники, масляный фильтр и др.

Ремонт двигателя

Капитальный ремонт двигателя своими руками проводится в несколько этапов. На каждом шаге нужно соблюдать технологию сборки. Нарушения, допущенные при монтаже приведут к быстрому износу комплектующих и повторному ремонту.

Демонтаж навесного оборудования

На данном этапе с двигателя снимают элементы, которые будут препятствовать свободному демонтажу мотора. Это стартер, генератор, детали системы зажигания и т.д. Кроме этого, демонтаж навесного оборудования позволяет снизить вес агрегата, что упрощает его извлечение из моторного отсека. Двигатель отсоединяют от:

  • Электропроводки. Электронные датчики и приборы отключают. При этом в первую очередь необходимо отсоединить аккумуляторную батарею. Это позволит избежать короткого замыкания при касании токоведущих клемм к корпусу автомобиля.
  • Патрубков системы охлаждения. Мотор отключают от радиаторов. При этом перед демонтажом патрубков необходимо слить антифриз согласно руководству по эксплуатации автомобиля.
  • Топливопровода. Шланг системы питания, ведущий от бака потребуется отсоединить.
  • КПП. Демонтируют крепежные элементы, соединяющие мотор и коробку переключения передач.
  • Глушителя. Откручивают гайки или болты в месте подключения выпускного коллектора к системе отработавших газов.

После демонтажа навесного оборудования и отключения ДВС можно демонтировать его с посадочного места. Перед этим нужно удостовериться в полном отключении мотора от всех систем.

Демонтаж двигателя

Мотор автомобиля - один из самых тяжелых агрегатов. Для извлечения ДВС из подкапотного пространства потребуется грузоподъемное оборудование. На СТО для этих целей применяется электрическая таль. Такое приспособление позволяет извлечь двигатель не прилагая физические усилия.

При капитальном ремонте двигателей своими руками потребуется воспользоваться грузоподъемными механизмами. Подойдет электрическая или ручная таль, а также рычажная или барабанная лебедка.

Снятие двигателя своими руками.jpg

Таль размещают на плите перекрытия бокса или гаража. В отличие от станций технического обслуживания лебедка будет зафиксирована на потолке неподвижно. Поэтому перемещать мотор в горизонтальной плоскости не получится.

Разборка

На этом этапе проводят разборку двигателя внутреннего сгорания. Демонтируют детали газораспределительного механизма, головку блока цилиндров, комплектующие КШМ. При работе используют инструмент, рекомендованный заводом изготовителем автомобиля.

При необходимости используют специальные приспособления. Например, универсальным съемником демонтируют подшипник, установленный в коленвал. Также при разборке понадобится набор торцевых ключей или головок. С их помощью демонтируют крепежные элементы, расположенные в углублениях.

Чистка и дефектовка

На этом этапе с деталей удаляют нагар, масляный налет, ржавчину и другие загрязнения. После чистки комплектующие осматривают с целью определения степени износа. Для качественной очистки деталей можно использовать специализированные жидкости и мойку высокого давления. Это позволит максимально удалить все загрязнения.

Во время дефектовки определяется степень износа комплектующих и целесообразность их дальнейшего использования. Вкладыши, компрессионные и маслосъемные кольца, прокладки и уплотнители заменяют независимо от степени износа. При дефектовке обращают внимание на состояние:

  • Коленчатого вала. Проверяют геометрию детали и правильность балансировки. Сделать это в домашних условиях невозможно. Потребуется обратиться в мастерскую.
  • Шатунов. Даже незначительный изгиб этих деталей приведет к серьезной вибрации. Шатуны проверяют специальным приспособлением.
  • Блока цилиндров. Трещины в рубашке охлаждения и масляных каналах недопустимы. Необходимо осмотреть блок на наличие повреждений. При обнаружении трещин, сколов и т.д. потребуется ремонт.
  • Деталей ГРМ. Осматривают ролики, цепь или ремень, а также кулачки самого распределительного вала. Изношенные детали подлежат замене.
  • ГБЦ. Трещины на поверхности головки блока цилиндров приводят к снижению компрессии. Мелкие повреждения можно удалить с помощью сварки. При больших трещинах может понадобиться замена ГБЦ. При дефектовке также проверяют геометрию головки. Если поверхность искривлена, понадобится ее выравнивание на абразивном круге.
  • Рабочих цилиндров. Царапины на стенках также приводят к снижению компрессии. Потребуется заменить гильзы или провести хонинговку несъемных цилиндров.
  • Шестеренчатого насоса системы смазки. Как правило, замена рабочей пары проводится при каждом капремонте двигателя.

Кроме этого, осматривают рубашку системы охлаждения. Отложения антифриза, загрязнения и ржавчину потребуется очистить. Игнорирование этого процесса приведет к нарушениям в системе охлаждения и перегреву мотора.

Сборка

Мотор собирают в обратной последовательности. Это достаточно трудоемкий и сложный процесс. Нарушения при сборке приведут к сокращению срока службы агрегата. Поэтому при отсутствии соответствующих знаний и инструмента лучше доверить эту задачу мотористу. При ремонте двигателя своими руками работу выполняют в следующей последовательности:

Ремонт двигателя автомобиля.jpg

Порядок действий при сборке мотора отличается у разных моделей движков. Это нужно учитывать при попытке ремонта двигателя самому. Например, для моторов с шестеренчатой передачей момента вращения на ГРМ установка коленвала по меткам может проводится еще на этапе крепления коренных шеек.

Настройка

После сборки и установки двигателя потребуется его подключение к выхлопной системе, топливопроводу, электропроводке и т.д. На современных автомобилях двигателем управляет ЭБУ. Он устанавливает оптимальное соотношение воздуха и топлива в смеси, определяет в какой момент подать искру. Наилучшим вариантом будет установка стоковой прошивки ЭБУ. Это обусловлено тем, что производитель специально сделал оптимальные настройки блока управления.

На автомобилях без ЭБУ проводится настройка подачи топлива, а также угла опережения зажигания. Для этого потребуется специальное оборудование. Поэтому лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

Обкатка

После сборки и установки мотора потребуется его обкатка. Новым деталям необходимо притереться. Поэтому повышенная нагрузка может привести к быстрой поломке. Как правило, обкатка проходит в течение 1 000 - 3 000 км пробега. На данном этапе не рекомендуется подвергать мотор высоким нагрузкам.

Необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости. Даже при небольшом превышении нормы потребуется дать двигателю остыть. Это обусловлено тем, что при нагреве металлические комплектующие расширяются, и трение между подвижными частями увеличивается. Это приводит к ускоренному износу.

Во время обкатки не следует:

После обкатки нужно заменить масло в моторе. При работе смазочная жидкость не только обеспечивает минимальное трение, но и отводит мелкую стружку к фильтрующему элементу. Поэтому после обкатки масло будет загрязнено.

Полезные советы по ремонту ДВС

Для нормальной работы ДВС потребуется строгое соблюдение технологии сборки, а также знание особенностей конкретной модели двигателя. Нарушения допущенные при ремонте приведут к быстрой поломке комплектующих. Существует несколько советов, которые дают профессиональные мотористы:

Ремонт двигателя автомобиля - это сложный процесс. Он требует знаний и навыков в восстановлении работоспособности мотора. Даже небольшие нарушения при сборке сократят ресурс агрегата. Кроме этого, необходимо применение контрольно измерительных приборов и оборудования. Поэтому целесообразно обратиться на станцию технического обслуживания. Моторист располагает материально технической базой для работ такого типа и знаком с особенностями ДВС. Благодаря этому удастся восстановить работоспособность мотора в кратчайший срок.

Поделитесь