
Свечи накаливания в дизельном двигателе
Основным отличием дизельного ДВС от бензинового является отсутствие свечи зажигания в цилиндре. Воспламенение смеси происходит из-за высокой температуры и давления при движении поршня. До нагрева силового агрегата этот процесс затруднен, особенно при запуске мотора в холодное время года.
Для упрощения холодного пуска производители транспортных средств устанавливают в мотор свечу накаливания. Рассмотрим подробнее ее конструктивные особенности и роль в работе дизеля.
Для чего нужны свечи накаливания в дизельном двигателе и принцип их работы
Проблема всех дизельных моторов — сложный пуск при отрицательной температуре воздуха. Уже при — 5°С воспламенение топливной смеси затруднено, из-за чего ДВС приходится работать в холодном режиме. Свечи накаливания для дизеля позволяют избежать трудностей. Они находятся в каждом цилиндре и обеспечивают быстрый старт независимо от сезона. Основная задача этой детали — подогрев воздуха до той температуры, при которой может загораться сжатое топливо, перемешанное с воздухом.
Для понимания работы свечи накала важно знать принцип функционирования дизельного силового агрегата. Особенность топлива для этого мотора в том, что смесь солярки с воздухом достаточно тяжелая и воспламеняется при повышении температуры в момент сжатия в цилиндре с помощью поршня.
Температура возгорания зависит от нескольких критериев, которые напрямую влияют на функционирование ДВС. В летнее время проблемы не возникает, так как поступающий воздух достаточно нагрет. Но зимой он требует дополнительного прогрева, что и делают свечи накаливания.
Конструктивно она состоит из нити накаливания, помещенной в защищенный корпус. Производители используют металл с высоким сопротивлением, который при пропускании электрического тока раскаляется до высоких температур. При подаче импульса во время старта происходит нагрев газовой среды, которая находится в цилиндре. В результате она воспламеняется и сдвигает поршень в нижнее положение.
После запуска свеча накаливания в дизеле продолжает работать до тех пор, пока мотор не прогреется до нужной температуры и воспламенение будет происходить без предварительного прогрева. Благодаря этому снижается количество опасных и ядовитых веществ, которые попадают в выхлопные газы.
Устройство и типы свечей накаливания
Свечи накаливания для дизельного двигателя внутреннего сгорания имеют типовую конструкцию. Главную роль играет нить из металла с высоким сопротивлением. Электричество к ней подается через клеммы, к которым подключается кабель бортового питания. Для установки в цилиндр предусмотрена резьба. Сам корпус изготавливается из керамики или металла.
Не так давно для производства дизельных моторов использовались модели с открытой спиралью. Их минус — быстрый выход из строя в процессе эксплуатации. В новых машинах такие изделия не устанавливают, их заменили приспособления закрытого типа.
Технические особенности свечи в дизельном двигателе:
-
Она собирается в корпусе, который защищает все компоненты от повреждений и позволяет закрепить ее в цилиндре.
-
Нагревательная спираль изготавливается из сплава, в состав которого входит железо, никель и хром.
-
Помимо основной спирали, внутри установлена регулировочная. Она необходима для защиты от перегрева и продления срока службы свечи.
-
Внутри корпус заполнен оксидом магния, который выполняет функцию изолятора.
Кроме стандартных свечей накаливания, используются турбо-варианты. Они имеют наконечник в виде конуса и отличаются необычной формой. Благодаря этому снижается риск утечки смеси из цилиндра. Их чаще всего устанавливают в автомобилях гоночного класса.
Свечи с двойной спиралью появились недавно. До этого применялись модели с одним нагревательным элементом. Они могли перегреваться и при достижении критической температуры выходили из строя. Вторая (компенсационная) спираль позволяет точнее регулировать нагрев в зависимости от режима работы силового агрегата.
Производители транспортных средств используют для установки в дизельных моторах свечи накала двух видов.
Керамические
Эти устройства имеют высокую эффективность и долгий срок эксплуатации. Керамический корпус выдерживает нагрев до высокой температуры. Такие свечи подходят для эксплуатации в экстремальных условиях.
Стержень детали изготавливается из смеси кремния и азота. Благодаря этому он получает такие преимущества:
-
Стойкость к высокой температуре;
-
устойчивость к деформации в процессе работы.
Свечи из керамики выдерживают нагрев до + 1500°С, их ресурс работы превышает 100 тыс. км пробега. Но они стоят дороже аналогов, поэтому за обслуживание автомобиля его владельцу придется заплатить больше.
Штифтовые
Эти детали более распространены благодаря простой конструкции и меньшей стоимости. Свеча накала дизеля состоит из 1 или 2 нитей накаливания, которые размещены в металлической колбе. Внутри корпус заполнен веществом с электроизолирующими свойствами, но высокой теплопроводностью.
Характеристики штифтовой свечи зависят от сплава, из которого изготовлены нагревающиеся спирали и от их количества. Основное преимущество — низкая цена. Но они чаще выходят из строя, поэтому в большинстве случаев из-за постоянной замены экономия в сравнении с керамическими получается незначительной.
Управление свечами накаливания
Срок службы свечи на дизельном двигателе зависит от соблюдения правил эксплуатации силового агрегата. Водитель должен четко следовать инструкции по запуску мотора в холодное время года.
Порядок действий:
-
Повернуть ключ в замке зажигания. В этот момент на свечу подается питание.
-
На приборной доске загорится соответствующий индикатор. Необходимо немного подождать, чтобы свеча накала прогрела воздух до нужной температуры.
-
После выключения индикатора работы свечи следует завести мотор, повернув ключ. Как правило, на предварительный прогрев уходит до 30 секунд.
После запуска двигателя нагревательные элементы продолжают работать в течение 2-3 минут. Это время необходимо для нагрева силового агрегата до той температуры, которой будет достаточно для нормального функционирования ДВС. После этого свечи отключаются автоматически.
Срок службы свечей накаливания и регламент их замены
Производители свечей дизельного двигателя устанавливают ресурс работы своих запчастей в 60 тыс. км пробега. Этого показателя можно достичь, если строго соблюдать регламент обслуживания мотора. Часто эти запчасти выходят из строя из-за ошибок при монтаже, воздействия коррозии, а также неправильного выбора модели под конкретную разновидность дизеля.
Перегоревшая свеча не будет подогревать смесь в цилиндре, из-за чего нормальный запуск мотора будет невозможен. Об этом свидетельствуют коды ошибок, которые высвечиваются на бортовом компьютере или приборной панели.
Также обнаружить поломку можно визуально по деформированному корпусу запчасти. В этом случае при ее замене следует действовать очень аккуратно, чтобы не сломать деталь в отверстии и не усложнить ее демонтаж.
Наиболее сложная ситуация — это прикипание корпуса к посадочному месту и его поломка. Часть наконечника при этом падает в камеру сгорания. Если это произошло во время движения, посторонние предметы в цилиндре могут привести к полному выходу силового агрегата из строя. Поэтому нужно постоянно контролировать состояние свечей накаливания в дизельном двигателе и своевременно менять их до наступления критических последствий.
Обнаружить проблему со свечей помогают также такие внешние признаки:
-
появление трещин на кончике корпуса;
-
образование нагара на поверхности детали;
-
разбухание трубки, в которой находится нагревательная спираль.
Также можно проверить запчасть тестером. Для этого его нужно выставить в режим контроля сопротивления. Для нормальной работающей детали оно должно составлять 1 Ом или около того.
Мастера по ремонту автомобилей диагностируют свечи путем подачи напряжения. Для этого ее нужно подключить на несколько секунд к источнику тока. Если кончик разогреется, то нить исправна и запчасть можно использовать. Но тестировать нужно очень быстро. В противном случае спираль может перегреться и перегореть.
Во избежание проблем рекомендуется менять свечи каждые 60 тыс. пробега или менее во время очередного технического обслуживания авто.
Характерные неисправности и как они проявляются
Признаками выхода из строя свечи на дизеле являются:
-
Проблемы с запуском мотора при температуре — 5°С и ниже;
-
Плохое «схватывание» ДВС при проворачивании стартером;
-
Густой темный дым из выхлопной трубы.
Свеча ломается до окончания срока эксплуатации из-за превышения температурных пределов во время работы или механических повреждений. Также проблема может быть вызвана заводским браком или коротким замыканием на корпус.
Помимо мультиметра для измерения сопротивления, диагностировать неисправность можно с помощью прибора OBD II. Это устройство продается в магазинах автозапчастей. Для расшифровки кодов ошибок можно пользоваться телефоном с интернетом или справочными таблицами.
Механическое разрушение корпуса или разбухание наконечника можно обнаружить только после демонтажа свечи. При этом важно действовать аккуратно, чтобы избежать падения части детали в цилиндр. Такие проблемы обычно вызваны ошибками при установке или неисправностью цепи управления нагревательным иэлементами.
Замена свечей
Устанавливать новые свечи на дизеле могут люди с навыками обслуживания машин и необходимыми инструментами. Во избежание более серьезных поломок лучше обратиться за помощью к мастерам сервисного центра, которые выполнят эту процедуру с соблюдением рекомендаций производителя.
Если вы решили установить свечи накаливания для дизельного двигателя самостоятельно, действуйте по такой схеме:
-
Выключить двигатель автомобиля и дождаться остывания силового агрегата, отключить аккумулятор.
-
Снять пластиковый кожух, который защищает головку блока цилиндров.
-
Отсоединить от свечей клеммы подачи питания.
-
Демонтировать впускной коллектор, найти форсунки и открутить их крепежи.
-
Отсоединить электрический кабель.
-
Очистить каналы для свечей и смазать канавки.
-
Демонтировать детали с помощью ключа и заменить на новые.
-
Надеть на свечи наконечники проводов и закрепить гайки.
-
Выполнить обратную сборку.
-
Подключить батарею.
Основная сложность состоит в демонтаже свечей накаливания. В процессе работы они могут «привариться» к резьбе. Выкрутить их будет сложно, так как существует риск разлома корпуса и падения его части внутрь мотора. Также при неаккуратных действиях легко повредить резьбу ГБЦ.
Во избежание проблем при самостоятельном ремонте следуйте таким правилам:
-
Для откручивания нужен специальный инструмент с диаметром, соответствующим размеру корпуса свечи;
-
Перед откручиванием следует обязательно очистить прилегающее пространство, чтобы через отверстие в цилиндр не попала пыль и абразивные частицы;
-
Перед установкой новой запчасти нужно очистить ее и посадочное место;
-
Закручивать свечу нужно только ключом с регулировкой усилия, чтобы избежать перетяжки и поломки корпуса.
Перед вкручиванием можно смазать резьбу на корпусе керамической смазкой, которая выдерживает высокую температуру. Благодаря этому при нагреве деталь не прилипнет к блоку цилиндров. При очередной замене ее проще открутить, не рискуя поломкой и повреждением резьбы.
Для предотвращения выхода из строя новой свечи перед ее установкой нужно протестировать работу электрического оборудования и системы впрыска. Возможно, поломка была вызвана нарушениями в их работе. То есть новая свеча тоже может перегореть.
Заключение
Хотя процедура диагностики и замены свечей в дизельном двигателе кажется простой, неквалифицированные действия могут привести к серьезным проблемам вплоть до капитального ремонта мотора. Если вы сомневаетесь в правильной работе силового агрегата, лучше потратить немного времени и денег на визит к профессионалам в сервисный центр на замену свечей.