Охлаждающая жидкость в автомобиле используется для отвода тепла от двигателя внутреннего сгорания и его рассеивания с помощью радиатора. В транспортных средствах применяют состав, который благодаря особым компонентам не замерзает при минусовой температуре. Если вовремя не поменять антифриз, он теряет свои свойства, из-за чего нарушается теплообмен мотора. Он будет перегреваться, что приведет к заклиниванию ДВС и необходимости капитального ремонта.
Замену охлаждающей жидкости в системе охлаждения проводят квалифицированные мастера сервисного центра. Они знакомы с процедурой, параллельно проводят промывку и диагностику всех компонентов, чтобы избежать поломок в будущем. Если владелец авто хочет поменять антифриз самостоятельно, он должен следовать изложенной далее инструкции.
Производители автомобилей в технических регламентах указывают разные сроки замены жидкости в системе охлаждения. Для большинства транспортных средств европейского, японского и американского производства эту процедуру проводят раз в 40 тыс. км пробега или 2 года. Это требование относится к охладителям типа LLC или Long Life Coolant.
Но сейчас в продаже есть теплоносители класса SLLC. Эта аббревиатура означает Super Long Life Coolant. По утверждению производителя их можно менять раз в 80 тыс. км или через каждые 3 года.
При изготовлении на заводе в охлаждающую систему заливают особые составы, которые, согласно данным производителей, сохраняют свои свойства 5 лет.
В действительности указанные на упаковках и в технической документации сроки являются максимальными для антифризов. Они указаны в рекламных целях, чтобы привлечь покупателей и повысить продажи. При тщательном изучении инструкций можно найти оговорки, согласно которым периодичность замены уменьшается из-за тяжелых условий эксплуатации.
Техники по обслуживанию авто знают, что время эксплуатации теплоносителя зависит от состояния мотора и компонентов охлаждающей системы. На частоту замены охлаждающей жидкости влияют такие показатели:
- герметичность соединений, уплотнителей, сальников, прокладок;
- отсутствие мусора в радиаторе;
- перегрев мотора в процессе эксплуатации.
Заливка охлаждающей жидкости в систему охлаждения понадобится чаще, если двигатель используется на предельных температурах. Из-за этого разрушаются и испаряются присадки, которые увеличивают срок эксплуатации теплоносителя. Аналогичный эффект оказывает моторное масло или продукты сгорания топлива, которые просачиваются в систему через неплотные соединения.
Для контроля состояния антифриза необходимо визуально осматривать его через пробку радиатора или заливную горловину расширительного бачка. Жидкость должна быть чистой, нормального цвета (красный, синий) и без посторонних твердых включений.
В этом случае достаточно заменять ее раз в 2-3 года согласно рекомендациям производителя. Дольше эксплуатировать состав нежелательно, так как из него выветриваются антикоррозионные и антикавитационные компоненты. Охладитель становится более агрессивным и оказывает негативное влияние на уплотнители. Также она может закипать в некоторых частях системы, что снижает срок службы двигателя.
Сливать старую и заливать новую охлаждающую жидкость можно только при холодном моторе. В противном случае теплоноситель будет находиться под давлением. При открывании пробки он брызнет на кожу или в лицо и вызовет ожоги. Кроме того, если заменять антифриз «на горячую», может произойти локальный перегрев двигателя внутреннего сгорания.
Негативные последствия наступают и при заливании в разогретые контуры холодной жидкости. Резкая смена температуры вызовет появление трещин и коробление металла. Потому при смене охладителя в сервисном центре мастера дают мотору остыть.
Самый простой способ, как правильно менять антифриз в автомобиле — слить старый из системы и залить новый. Эта процедура используется, когда замена проводится планово и владелец авто точно знает, какой теплоноситель использовался ранее. В этом этом случае проблем с совместимостью составов не возникнет.
Процесс будет намного сложнее, если тип охладителя неизвестен, он изменил цвет, консистенцию, засорен посторонними частицами. В такой ситуации частичная замена не подойдет. Необходимо выполнить полную. Для этого нужно удалить теплоноситель из следующих узлов:
- радиатор в передней части автомобиля;
- расширительный бачок;
- двигатель (контуры охлаждения);
- климатическая система.
В гибридных транспортных средствах с ДВС и электромотором охладитель залит еще в систему охлаждения инвертора. Но его нужно менять отдельно.
Те, кто не знает, как правильно заменить антифриз в машине, иногда путают расширительные бачки с емкостями для стеклоомывателя. Особенно когда в них залиты жидкости одинакового цвета. Отличить резервуары легко. На нужном есть надпись Coolant, он соединен отдельным шлангом с радиатором машины.
Для слива охладителя из радиатора можно воспользоваться отверстием в его нижней части. Для удаления жидкости из расширительного бачка техник обычно демонтирует и промывает его. Сливной кран двигателя установлен в разных местах в зависимости от модели силового агрегата. Эту информацию производитель указывает в технической документации к авто.
При сливе нужно учитывать два момента:
- У некоторых машин японского производства крышки радиатора нет. Он подключен к расширительному бачку с помощью шланга.
- У других машин используется сразу две крышки — на радиаторе и бачке. В этом случае при обратной установке не нужно путать две детали, так как ошибка приведет к перегреву мотора.
Охладитель в современных автомобилях нужен также для отвода тепла от турбины, интеркулера, клапана EGR. Неправильные действия при замене вызовут поломку дорогостоящих агрегатов. Чтобы заменить антифриз, лучше воспользоваться помощью мастера из сервисного центра.
Для удаления старой жидкости и налета на стенках внутри отопителя салона нужно промыть систему охлаждения. В сервисных центрах техники подключают специальный аппарат, который прогоняет по системе новый антифриз и удаляет старый. Процесс похож на замену масла в АКПП.
При самостоятельной замене можно использовать дистиллированную воду и присадку-очиститель. Порядок действий:
- Закрыть пробки на радиаторе, двигателе и других частях системы, через которые сливался старый охладитель.
- Добавить в систему деминерализованную воду и очиститель. Обратите внимание, что обычная вода не подойдет из-за примесей, которые могут испортить новый антифриз.
- Включить климатическую систему на максимальный режим и запустить мотор на 10 минут. За это время помпа несколько раз «прогонит» состав по системе и удалит загрязнения.
- Сливать промывочную жидкость можно после охлаждения мотора.
Если антифриз владелец машины менял очень давно, промывку придется повторить второй раз.
Охлаждающая жидкость для транспортных средств продается в виде концентрата или готовой к использованию. Концентрированную жидкость нужно разбавить дистиллированной водой в пропорциях, указанных на упаковке. Возможны такие варианты:
- 50 на 50;
- 60 на 40;
- 70 на 30.
От количества воды зависит морозостойкость состава.
Владельцы авто и мастера сервисных центров чаще покупают готовые антифризы. Соотношение компонентов в них подобрано таким образом, чтобы не замерзать при температуре до — 50оС. Этого достаточно для большинства регионов страны.
Перед тем как менять антифриз в машине, нужно определить объем охлаждающей системы. Эта информация есть в технической документации производителя. Для большинства легковых авто с бензиновым ДВС нужно до 8 литров охладителя. У мощного дизельного внедорожника она может вмещать до 16 литров.
Заливать жидкость нужно через горловину радиатора тонкой струйкой через воронку. Если лить быстро и толстой струей, в системе образуются воздушные пробки. Удалить их оттуда крайне сложно. Также следует долить антифриз в расширительный бачок до указанного на его стенках уровня с отметкой Cold.
После заливки охладителя мастера сервисного центра всегда осматривают систему, чтобы убедиться в отсутствии подтеканий через соединительные патрубки и прокладки. Кроме того, водитель должен сам проводить такую инспекцию в течение 2-3 дней.
На следующий день специалисты рекомендуют проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и долить антифриз при необходимости. Делать это нужно только после остывания мотора и выравнивания давления.
В случае образования пробки для ее устранения рекомендуют приподнять переднюю часть автомобиля с радиатором. Для этого нужно заехать передними колесами на эстакаду, бордюр или другое препятствие.
Порядок действий:
- Расположить автомобиль «носом вверх».
- Прогреть двигатель и включить печку на максимум.
- «Погазовать» педалью, чтобы ускорить циркуляцию охладителя.
- Сдавить патрубки руками в перчатках (для защиты от ожогов).
В этом случае воздух может выйти в расширительный бачок.
Если вы не знаете, как менять антифриз, и не уверены в своих силах, не нужно сливать охладитель и промывать систему самостоятельно. Лучше обратиться за помощью в сервисный центр. Механики быстро удалят старую жидкость, очистят трубки и радиаторы от загрязнений, после чего зальют новую согласно рекомендациям производителя.
Эта процедура обойдется недорого, но предотвратит возможные поломки мотора из-за перегрева.